Не бесспорно, но если так, то на Украине составляется бездарный рассказ. Бессодержательный. Недавно в одной научно-популярной статье нашли пример, ярко характеризующий образ мышления. На севере Канады исследователь вместе с проводником-аборигеном был застигнут бурей в ледяной пустыне. «Мы потерялись!» – возопил он, когда стало ясно, что они сбились с пути. «Мы не потерялись, мы здесь», – невозмутимо ответил его спутник.
Подобная мировоззренческая абсолютность чужда украинскому государственному менталитету. Всё в нашей стране – партии, территории, люди – поделено на прозападное и пророссийское. Собственно украинского на Украине как бы и нет ничего. Независимость по-украински – это свобода выбирать себе пана: мол, не хотим холопствовать перед Россией, хотим – перед Европой и Америкой. Украинский патриотизм – возможность при первом удобном случае покинуть родину (для того и ожидаем безвизовый режим), чтобы издалека любить её и поучать других, как это делать. Ответственность по отношению к своей стране, своему народу не практикуется. Во всём плохом виновата Россия, всё хорошее обязан дать Запад.
Вспоминается последний «вселенский» конкурс красоты, на котором украинка вошла в тройку лучших. В финале пяти девушкам задали вопрос: какой вклад в развитие человечества внесла ваша страна? Были интересные ответы. Наша же завела песню о том, как Украина страдает и нуждается в помощи. Универсальный украинский плач, что звучит повсюду, – от конкурсов красоты и детских утренников до международных переговоров и национальных программ. Но, по сути, ответ честный. Что дала миру Украина? Особенно за последний год. Одну головную боль. И проблемы, проблемы, проблемы… Даже для тех, кто с её помощью старается решить свои.
Как-то одна пожилая шведка, показывая мне свой дом и указывая на застеклённую террасу, сказала: «Мы называем это кювезом для пенсионеров». Так и Украина, опутанная трубочками и обставленная жизнеобеспечивающей аппаратурой, почивает в таком кювезе уже третий десяток лет. Ещё и колотит пяткой в стенки, чтобы сытнее кормили и лучше заботились. При этом норовит подкинуть себя вместе с кювезом под дверь Европы.
Вообще мифы и мечтания в нашей стране – наиболее ходовые товары народного потребления, а их производство – самая мощная отрасль украинской политэкономи(к)и. А чем ещё заполнить провалы и пустоты?
– Целую ночь не спала, – сообщает коллега, – шила жёлто-голубой флаг. Многометровый. Сегодня с ним пройдём по городу!
Глаза горят, щёки пылают. Вот оно, заветное! Просто честно жить и трудиться на благо своей страны и своей семьи – скучно, неэффектно. То ли дело скакать и кричать в толпе себе подобных! А если ещё есть кого ненавидеть (неважно, за что), жизнь переполняется формой, так что никакого содержания не надо.
Его и нет. Его и не должно быть. Это же известный приём подавления воли человека и управления толпой – ритмичное повторение звуков и движений, желательно бессмысленных до бессознательности. Можно периодически выкрикивать. Что? Неважно. «Слава Україні!», например. В чём её слава? За что ей слава? За то, что, получив впервые в истории шанс на создание собственного государства, здесь только и смогли, что обобрать «рідну неньку», довести народ до нищеты, одичания, вымирания и братоубийства? И правда, остаётся только дивиться тому, что «ще не вмерла…». Но задумываться об этом не положено. Думать – неблагонадёжно. Достаточно повторять патриотические мантры.
При этом патриотизму придали психопатический, припадочный характер. И направили эту болезненную энергию против сограждан, которые по-иному понимают благо своей страны.
Но культуры-то нет – ни общей, ни политической. Вот и выходят курьёзы. Гимн Украины нередко звучит из мобильных телефонов. Но ведь при исполнении государственного гимна положено вставать. Представьте, телефон звонит в общественном транспорте. Или в ещё менее презентабельном месте и в ещё более деликатный момент… Не меньше проблем с государственным флагом. Выступает по телевизору молодая жена украинского воина – в ушах клипсы в виде украинских флажков… Украинские девушки выложили в соцсети вульгарный танец в «национальных» купальниках (особенно впечатляет «жовто-блакитний» вид сзади)… А вот бежит собачка с ошейником из жёлто-голубых полос… Не поймёшь, то ли это демонстрация украинского патриотизма, то ли издевательство над ним.
Помню, отмечали мы юбилей моей шведской подруги. Во дворе по этому случаю был поднят государственный флаг Швеции (тоже, кстати, жёлто-голубой). Но с наступлением сумерек его сняли. Здесь тоже демонстрируют любовь к своему государству и гордость за него. В Швеции государственный флаг может освящать (осенять) даже чисто семейное торжество, но не может болтаться в темноте, как простая тряпка (за это – штраф!). Тем более никому не придёт в голову заворачиваться в него, как в полотенце, завязывая на груди… Вот и государственный гимн – не песенка для мурлыканья и не гамма для распевания. Его исполнение – торжественный ритуал для особых случаев. Нельзя же девальвировать символы своей государственности!
На Украине уже открыто, с телеэкранов, говорят о бутафорском государстве, о пустопорожней идеологии и бестолковой политике. Вот и приходится налегать на форму. Не морочиться же с содержанием! Само подтянется, когда увидит такие формы.