В Министерстве культуры Московской области открылась уже 59-я выставка живописи. Она носила название «Подмосковные вечера» и была посвящена творчеству заслуженного художника России Виктора Петрова.
Виктор Петров в полной мере продолжатель русской традиционной живописной школы. Стилистика великих пейзажистов прошлых эпох, пережитая душою и переработанная ремесленнически, выплеснулась в неповторимый авторский контекст.
Открывает выставку работа «Зимой в Белоомуте» (1999). Удивительная перспектива «убегающей вдаль зимы», калейдоскоп розово-сиреневых бликов, переходящих в охристую пастель домов, достигается «врубелевской» мозаичностью мазка. Зима в работе «Иней» (2010) иная. Это «снежная нежность». Ощущаешь прозрачность зимнего воздуха, когда он – звенящий. Небольшой формат тем не менее вмещает всё богатство палитры. Опытному взгляду открывается изысканная продуманность композиции. Центр – изумрудное пятно избы, выглядывающей из-за деревьев, – завуалирован. Но он, словно магнит, притягивает взгляд и кристаллизует форму.
Весна у Виктора Петрова, как и зима, всегда разная. Полотно «Запах весны» (2002) буквально оглушает рвущимися из-под земли бьющими фонтанами красок. «Весенний паводок» (1998). Вечер (к слову, любимое время суток автора), догорающий закат. Кисть едва коснулась холста, наметив деревья. Они, словно иероглифы, некая тайнопись, говорящая о зыбкости бытия. В гармоничном созвучии с ней работа «Весной на Оке» (1996). Две лодки, застывшие в сиренево-сером безмолвии. «Вечер в Перевицах» (1997). Дымка розовой пастели, взгляд словно «плавает», упиваясь нежностью открывающегося вида. Тона, переходящие один в другой, словно капли разных настроений, ощущений в палитре восприятия.
Исход весны, предчувствие бесцеремонно вторгающегося лета – «Черёмухи цвет» (2002). Невольно вспоминается «Алёнушка» Васнецова. Ассоциации со сказкой вызывают заросший пруд, темнеющая вечерняя вода. И как свет воспоминаний среди этой полудрёмы – белые всполохи черёмухи.
Триптих «Осень» (2010). Вспоминая строки «Об осени не говори, о ней всё сказано», удивляешься – а ведь он говорит. Осень, глядящая лисицей в синеву реки. Краски этого времени года здесь даны на пределе.
Особняком стоящая тема, не только в творчестве, но и в жизни Виктора Петрова, – Храм. Храм – как средоточие духа, как произведение искусства, как некий путь…
«В Дивеево» (1997) – мощный «рериховский» импульс космогонической изначальности. Высится над миром белизна храма, влекущего за собой в безмолвное небо. «Зарайск» (1996) поражает умело и тонко найденной точкой обзора. На первый взгляд незамысловатость сюжета – «взбирающиеся вверх» покосившиеся домики, полусломанные заборы. Но дома – будто огромные, с трудом преодолеваемые ступени, заборы – вырастающие из ниоткуда преграды. И как земля обетованная – «луковицы» храма в бело-голубых небесах. Метафора пути «вверх». Дорога к Храму – она не всегда проста…
Окружающий мир избыточен и нескончаем для тех, кто умеет его видеть. Это в полной мере созвучно жизненным ощущениям Виктора Петрова. И, видимо, это многообразие чувственных нитей, переплетающихся между собой и рождающих, в свою очередь, многообразие живописных образов, требует владения различными стилями и техниками. Однако сложная стилистическая смесь, выхватываемая глазом, не рождает ощущения эклектики. Наоборот, чётко выверенный интуитивный отбор изобразительных средств, идеально ложащийся на поставленную художественную задачу, и даёт тот эффект естественности восприятия, который будоражит душу и делает понятными и близкими каждому картины Виктора Петрова.