Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 сентября 2019 г.
  4. № 39 (6706) (25.09.2019)
Телеведение Рецензия

Зло бессильно против дружбы

Ещё раз экранизировали одно из ключевых произведений Стивена Кинга

24 сентября 2019
Клоун Пеннивайз вернулся в кинозалы

Огромное, страшное, изобилующее спорными, подчас шокирующими моментами и сценами невероятной жестокости, «Оно» выделяется из прочей прозы Короля. Белый кит литературы ужасов манит режиссёров попытать удачи с экранизацией, но каждый раз оказывается слишком сложным и неподъёмным текстом для переложения в кинематографическую версию. Каждый раз режиссёр пасует перед наиболее острыми эпизодами, полностью удаляя их из ленты и одну за другой откидывая второстепенные сюжетные линии первоисточника, существенно упрощая его и делая менее выразительным.

Два года назад в прокат вышла первая часть дилогии «Оно» – спустя 27 лет с экранизации Томми Ли Уоллеса – магическая цифра книги, круговорот времени, связывающий прошлое и будущее в романе, а этой осенью клоун Пеннивайз вернулся в кинозалы, чтобы замкнуть мистический цикл. Несмотря на некоторую затянутость по сравнению с первой половиной, вторую часть, несомненно, ждёт судьба первой: финансовый успех, рекордные сборы для фильма ужасов, признание критиков и восторг напуганных до дрожи в коленках зрителей. Но увы, Андресу Мускетти удался лишь отличный хоррор, под которым оказалось погребено оригинальное произведение.

Главная проблема многих экранизаций Стивена Кинга в том, что даже когда сценарист и режиссёр отдают должное литературной основе, как это было в случае с «Оно», и привлекают автора к работе над сценарием, они пытаются сделать фильм ужасов. В то время как Кинг, словно ловкий фокусник, использует сверхъестественную составляющую романов, чтобы увлечь людей и заставить их прочитать остросоциальную драму. Стал бы бестселлером роман о каникулах школьников-изгоев из проблемных семей? Сомнительно. А если добавить жуткого, пожирающего детей неведомого монстра? Конечно, вот этого мы хотим, диких, безумных и кровавых ужасов, но выдуманных, ненастоящих! Дайте их нам, мистер Кинг! И Кинг дал. Два тома – один о взрослении группы подростков, второй об угольках детства, тлеющих в душах взрослых. И неведомого монстра не забыл, прихватив его прямиком из прозы Лавкрафта. Оно не типичный монстр из ассортимента привычных вампиров, призраков или оборотней. Его образ ближе к описываемым Лавкрафтом древним богам, безжалостным и чужеродным, представляющим собой зло иного порядка, нежели привычные нам сверхъестественные персонажи. Оно многолико и аморфно, всепроникающе и могущественно, безраздельно властвуя в своих охотничьих угодьях.

Вторая экранизация, как и первая, чрезмерно акцентируется именно на жутком чудище, забывая о том, что ребята и так живут в кошмаре полуразрушенных семей, в равной мере преследуемые как школьными хулиганами, так и страхами, заботливо привитыми родительской опекой, подчас деформированной и жестокой. Подростковый ад, который многие родители десятилетиями не хотели замечать, ад, только с появлением смартфонов с камерами начавший прорываться в родительскую реальность шокирующими видео, на фоне которых ужасы романов Кинга бледнеют. К сожалению, эта составляющая, болезненная, тяжёлая, но крайне важная, уходит на задний план, вытесняемая Пеннивайзом. И вот тут всё просто отлично – ужасы удались. Билл Скарсгард в жутком клоунском гриме может поспорить с Джеком Николсоном в «Сиянии» по градусу безумия и страха, привносимых на экран. Воплощение монстра безупречное, и в первой части, и во второй инстинктивно чувствуешь, что Оно питается не плотью своих жертв, а их испугом.

Однако один из главных посылов книги фильм всё же передаёт. Несмотря на обилие демонстрируемых ужасов, история семерых друзей на удивление добрая, как бы парадоксально это ни звучало. Это история о том, как друзья находят друг друга, о взаимовыручке, о правильном нравственном выборе, но главное, это история о победе дружбы над злом. Победа не силы супергероев, не коварства супершпионов и не колдовства мудрого волшебника. Зло повержено детской дружбой. А такое дорогого стоит.

Николай Трябин

 

Тэги: Экранизация Фильм Отзыв Стивен Кинг Николай Трябин Хоррор Оно
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • Вирус Форбса

    24.05.2025
  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS