Александр Проханов.
Гость.
СПб.: Лимбус-Пресс,
ООО «Издательство
К. Тублина», 2018. – 1500 экз.
Хотя в аннотации к этой книге не говорится о том, что новый роман Александра Проханова находится в связке с другими сочинениями писателя, но что-то подсказывает нам, что в определённой степени он продолжает и завершает трилогию, начатую книгами «Востоковед» и «Убить колибри». В этих сочинениях прозаик показывает различные сферы современной жизни: в первом случае в качестве исходного материала выбирается героическая деятельность представителя отечественных спецслужб, который несёт трудную службу за пределами державы и совершает подвиг ценою собственной жизни. Во втором – на передний план выходит коварный замысел нашей продажной элиты, стремящейся к устранению с политической арены президента страны. В романе «Гость» автор обращается к образу современного художника-акциониста, который активно участвует в жизни современной России. Но его участие в жизни общества выглядит странно и производит тяжёлое впечатление.
Аркадий Веронов не создаёт ни картин, ни скульптур, на что ему пеняют даже его домработница и генеральская вдова. Он организует скандальные акции, в которых сам же играет первую скрипку. То он расстреливает высокопоставленную публику из пулемёта максим, правда, холостыми патронами, то устраивает форменный скандал на помпезном собрании ветеранов КГБ, ФСБ и разведки, то учиняет безобразие на вечеринке, устроенной модным литературным журналом.
Все его действия шокируют собравшихся, наносят им душевные и психологические травмы. Но, как ни странно, все эти действия проходят мимо внимания правоохранительных органов, которые, казалось бы, давно должны были взять творческого хулигана на карандаш и относиться к нему с особой предосторожностью, пресекая саму возможность совершения его шокирующих инсталляций. Но этого почему-то не случается, и всякий раз Веронов благополучно выходит через чёрный ход и отправляется в свою роскошную квартиру близ Новодевичьего монастыря, где он проживает в гордом одиночестве. В какой-то момент в его жизни появляется красивая женщина, которая отдаётся ему после головокружительной поездки по ночной Москве, но даже этот упоительный секс не затрагивает душевного состояния героя, которое отличается моральной пустотой и полной бездуховностью. Он холоден ко всему, что его окружает, кроме его акций и фантазий. Иногда в памяти Аркадия всплывают эпизоды его детства, юности, но это мало что меняет.
Однако все выходки Веронова не проходят даром: после каждой его акции в стране происходит какая-то масштабная катастрофа. О том, что искусство способно влиять на жизнь общества, известно давно. Проханов напрямую связывает бездуховные акции модного художника с жизнью простых и ни в чём не повинных людей. Зло, лежащее в основе его действий, приносит вполне реальные кровавые результаты.
Неудивительно, что рано или поздно этого человека берёт под свою опеку бес-искуситель. Таким Мефистофелем оказывается некто Илья Фердинандович Янгес, то ли предприниматель, то ли масон, то ли сотрудник мирового правительства. Да это в общем-то и не важно. Важнее, что сам художник-акционист, привыкший манипулировать людьми, становится объектом самых циничных психологических манипуляций. Он, всегда считавший себя безгранично свободным, вынужден теперь плясать под чужую дудку.
Впрочем, не будем пересказывать всех перипетий этой остросюжетной истории. В финале художник совершает изнасилование и посещает могилу своей матери. Но по большому счёту концовка романа остаётся открытой, и читатель может лишь гадать, куда выведет кривая судьбу этого циничного и бездушного персонажа. Понесёт ли он заслуженное наказание или продолжит свою издевательскую деятельность? Каждый из читателей вправе строить собственные догадки.
Сергей Казначеев