В Третьяковке завершилась выставка малоизвестных работ художника
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Такие строки написал Александр Пушкин под впечатлением от картины «Последний день Помпеи» – самого известного произведения русского художника Карла Брюллова (1799–1852). Такой шквал эмоций вызвала картина Брюллова не только у великого русского поэта. В городах Италии, где «Последний день» был написан, Брюллова буквально носили на руках. Тогдашний глава итальянской школы Винченцо Камуччини призывал художников – своих соотечественников учиться у Брюллова. Британский романист Вальтер Скотт всматривался в картину часами. Полотном восхищались Гоголь и Глинка, Жуковский и Лермонтов… Во Франции полотно получило Первую золотую медаль на парижском Салоне 1834 года.
Заказчиком шедевра был русский промышленник, меценат и благотворитель Александр Демидов. Его конный портрет представлен на выставке портретов Брюллова из собрания санкт-петербургского коллекционера – правнука Александра Брюллова, архитектора и живописца, старшего брата Карла Брюллова. Экспозиция в Третьяковской галерее состоит из восьми портретов, которые до сих пор были практически неизвестны широкой публике.
Ещё один портрет на выставке, обозначающий жизненную и творческую веху художника, – «Портрет дамы у фортепиано», который известный искусствовед Э.Н. Ацаркина идентифицировала как портрет жены художника. Почти в сорокалетнем возрасте Брюллов влюбился в 18-летнюю красавицу и виртуозную пианистку Эмилию Тимм, дочь рижского губернатора, и женился на ней. Её красота очаровывала не только Брюллова. Самый известный его ученик – Тарас Шевченко (которого Брюллов и Жуковский выкупили из крепостной зависимости), писал: «Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы!» На портрете юная избранница художника представлена в дивном блеске своей молодости и красоты, со взглядом, мечтательно устремлённым вдаль. Кажется, что она видит некие невидимые миры, недоступные простому смертному.
Романтически приподнят и «Портрет аббата» (конец 1830-х), изображающий настоятеля лютеранской церкви святых Петра и Павла, над возведением и украшением которой трудились братья Брюлловы. Перед нами чётко обрисованное лицо волевого, властного и непоколебимого в своих убеждениях человека. Скупая, но заряженная мощной энергетикой цветовая гамма построена на сочетании чёрного и тёмно-красного – почти бордового. Служитель церкви изображён как полководец на фоне знамени.
Брюллов писал не только одиночные портреты. Он был блестящим мастером групповых портретов – «портретов-картин», виртуозных по композиции и объединяющих изображённых лиц общей сюжетной завязкой. Об этом свидетельствует «Портрет Б.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феодосием». Картина написана молодым Брюлловым, но в ней уже чувствуется рука зрелого мастера.
В разные периоды жизни Брюллова созданы представленные на выставке автопортреты. На картине начала 30-х годов художник полон сил и огня. Перед нами романтический образ художника-творца с вдохновенным взором, изображённого на пике творческого горения. Второй портрет является авторским повторением известного автопортрета 1848 года, написанного Брюлловым во время болезни. Автопортрет несёт отпечаток бурной и богатой событиями жизни. Внимание привлекает артистическая рука с тонкими и удлинёнными пальцами и напряжённо вздувшимися голубыми прожилками. Перед нами лицо усталое, но удовлетворённое, излучающее уверенность и спокойствие лицо человека, знающего себе цену.
Восемь портретов – это, конечно, немного. Но в сочетании с размещёнными в одном из соседних залов хрестоматийными произведениями Брюллова из собрания Третьяковки у зрителя создалось целостное впечатление о творчестве одного из крупнейших представителей русской художественной школы.
Владимир Соколовский,
искусствовед