Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 июля 2018 г.
  4. № 27 (6650) (04.07.2018)
Искусство

Знак качества Карла Брюллова

04 июля 2018
Автопортрет, 1848 г.

В Третьяковке завершилась выставка малоизвестных работ художника


Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

 

Такие строки написал Александр Пушкин под впечатлением от картины «Последний день Помпеи» – самого известного произведения русского художника Карла Брюллова (1799–1852). Такой шквал эмоций вызвала картина Брюллова не только у великого русского поэта. В городах Италии, где «Последний день» был написан, Брюллова буквально носили на руках. Тогдашний глава итальянской школы Винченцо Камуччини призывал художников – своих соотечественников учиться у Брюллова. Британский романист Вальтер Скотт всматривался в картину часами. Полотном восхищались Гоголь и Глинка, Жуковский и Лермонтов… Во Франции полотно получило Первую золотую медаль на парижском Салоне 1834 года.

Заказчиком шедевра был русский промышленник, меценат и благотворитель Александр Демидов. Его конный портрет представлен на выставке портретов Брюллова из собрания санкт-петербургского коллекционера – правнука Александра Брюллова, архитектора и живописца, старшего брата Карла Брюллова. Экспозиция в Третьяковской галерее состоит из восьми портретов, которые до сих пор были практически неизвестны широкой публике.

24-2-27.jpgЕщё один портрет на выставке, обозначающий жизненную и творческую веху художника, – «Портрет дамы у фортепиано», который известный искусствовед Э.Н. Ацаркина идентифицировала как портрет жены художника. Почти в сорокалетнем возрасте Брюллов влюбился в 18-летнюю красавицу и виртуозную пианистку Эмилию Тимм, дочь рижского губернатора, и женился на ней. Её красота очаровывала не только Брюллова. Самый известный его ученик – Тарас Шевченко (которого Брюллов и Жуковский выкупили из крепостной зависимости), писал: «Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы!» На портрете юная избранница художника представлена в дивном блеске своей молодости и красоты, со взглядом, мечтательно устремлённым вдаль. Кажется, что она видит некие невидимые миры, недоступные простому смертному.

Романтически приподнят и «Портрет аббата» (конец 1830-х), изображающий настоятеля лютеранской церкви святых Петра и Павла, над возведением и украшением которой трудились братья Брюлловы. Перед нами чётко обрисованное лицо волевого, властного и непоколебимого в своих убеждениях человека. Скупая, но заряженная мощной энергетикой цветовая гамма построена на сочетании чёрного и тёмно-красного – почти бордового. Служитель церкви изображён как полководец на фоне знамени.

Брюллов писал не только одиночные портреты. Он был блестящим мастером групповых портретов – «портретов-картин», виртуозных по композиции и объединяющих изображённых лиц общей сюжетной завязкой. Об этом свидетельствует «Портрет Б.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феодосием». Картина написана молодым Брюлловым, но в ней уже чувствуется рука зрелого мастера.

В разные периоды жизни Брюллова созданы представленные на выставке автопортреты. На картине начала 30-х годов художник полон сил и огня. Перед нами романтический образ художника-творца с вдохновенным взором, изображённого на пике творческого горения. Второй портрет является авторским повторением известного автопортрета 1848 года, написанного Брюлловым во время болезни. Автопортрет несёт отпечаток бурной и богатой событиями жизни. Внимание привлекает артистическая рука с тонкими и удлинёнными пальцами и напряжённо вздувшимися голубыми прожилками. Перед нами лицо усталое, но удовлетворённое, излучающее уверенность и спокойствие лицо человека, знающего себе цену.

Восемь портретов – это, конечно, немного. Но в сочетании с размещёнными в одном из соседних залов хрестоматийными произведениями Брюллова из собрания Третьяковки у зрителя создалось целостное впечатление о творчестве одного из крупнейших представителей русской художественной школы.

Владимир Соколовский,
искусствовед

 

Тэги: Выставка Художник Третьяковка
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Простые истины

    29.03.2025
  • «Надька – казак» вступает в гвардию русских амазонок

    05.12.2024
  • Вход – свободный!

    28.08.2024
  • «Не люблю картины с готовыми ответами»

    25.07.2024
  • Стиль свободной руки

    19.07.2024
  • Горбушка хлеба

    51 голосов
  • «Когда ты будешь человек»

    37 голосов
  • Мастер

    30 голосов
  • Спасительное недовольство собой

    28 голосов
  • Мирискусница

    24 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS