Как рождаются шедевры
Главное дело всей творческой жизни народного художника России Александра Тихомирова в советское время приравнивалось к антисоветской пропаганде. А сегодня осенний вернисаж в Париже сменяет открытие выставки в залах Российской академии художеств.
От орденов и званий, от восторженных отзывов и благодарственных рукопожатий президентов, премьер-министров и иных сильных мира сего Тихомиров давно мог забронзоветь. А он всё такой же – преданный друг и товарищ, человек удивительной душевной щедрости, всепоглощающего обаяния и нетипичной для нашего времени скромности. Между тем он единственный художник, который открыл новое самобытное направление в мировой религиозной живописи – оконопись.
Продолжая лучшие традиции мастеров русского иконописания, не нарушая установленных канонов, он предложил свою манеру изображения священных для каждого православного человека образов. Лики Богоматери, Иисуса Христа, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Святого Георгия, многие другие религиозные сюжеты выполнены темперой на старых оконных ставнях. Отсюда и название авторского стиля Тихомирова – оконопись.
«Дерево для меня, – говорит Александр, – это лист, канва, на которые ложится идея Бога. Само дерево сотворено Богом, и моя задача – суметь несколькими штрихами выявить лик Создателя, приоткрыть тайну творения, самому приобщиться к ней. Естественная внутренняя структура дерева, трещины и шероховатости, вызванные ветром и дождём, полностью сливаются с религиозной торжественностью, мистерией и иллюзорностью воображения».
Отжившие свой век деревянные оконные ставни аккумулируют в себе душевную энергию людей, проживавших в доме. Поэтому изображённые на ставнях лики святых несут в себе особую энергетику. Остро чувствуя структуру материала, Тихомиров с блеском использует узоры дерева, все его разнообразные оттенки. Так рождаются шедевры.
Николай Тарасенко
Выставка работает до 4 декабря 2016 года.