Подавляющее большинство авторов присылает нам свои новые книги по почте. Однако некоторые, для которых наша редакция была вторым домом, заносят лично. Именно таким образом Кирилл Привалов презентовал нам только что вышедший сатирический роман «Русский экстрим» (М.: Человек, 2008). Пользуясь случаем, мы побеседовали с ним.
– Кирилл Борисович, если память мне не изменяет, вы когда-то работали в «Комсомолке», а с 1986 года в «Литературке»?
– Точно, в международном отделе. И пользуясь территориальной близостью, часто заходил в «Клуб 12 стульев», хорошо знал Виктора Веселовского, дружил с Игорем Двинским. Позже меня послали корреспондентом во Францию, и наше общение, увы, прервалось.
– До каких пор вы трубили на родине Тартарена?
– Точную дату и не назовёшь. Тут тот самый случай: послали в командировку, а отозвать забыли. После перестройки многие зарубежные корпункты закрывались, нам переставали платить деньги.
– На какие шиши жили?
– По-разному устраивались. Я, например, издал объёмистый сатирический роман. Его название сложно перевести дословно, но примерно можно так: «Совок в Миттерандии». И на обложке был вынос: «Вроде бы СССР передал нам любовь к бюрократии». В этой книге я писал, что типичный совок на чужбине не чувствует себя оторванным от родного дома – там тоже полным-полно недостатков. Но вернувшись в Россию, я увидел, что страна сильно изменилась, появились новые недостатки, и тогда я написал роман «Русский экстрим».
– Издали легко?
– Честно говоря, сначала я предложил рукопись тому же французскому издательству. Однако они отказались публиковать роман, заявив, что всё это выдумки, ничего похожего быть не может, хотя всё произведение основывается на моих каждодневных наблюдениях. Тогда я принялся обивать пороги наших издательств, и в конце концов рукописью заинтересовался руководитель издательства «Человек» Валерий Штейнбах. Результатом нашего знакомства и стала новая книга.
– У вашего романа имеется подзаголовок: «Саркастические заметки об особенностях национального возвращения и выживания». Особенностей у нас – навалом. Наверное, постоянно появляется новый материал?
– Да, я задумываюсь о продолжении. Моя записная книжка регулярно пополняется новыми деталями.
– Так, Кирилл Борисович, дайте нам для публикации отрывки.
– Охотно подготовлю.
– Ловим на слове.