Кремлёвский Сурок / Сергей Комков. – М.: Алгоритм, 2011. – 240 с. – (Кремлёвский триллер). – 3000 экз.
Тень Большого брата над Москвой: Сборник / Сергей Комков. – М.: Алгоритм, 2011. – 304 с. – (Кремлёвский триллер). – 3000 экз.
Нынешние российские политические романы имеют одну особенность – в них мало выдумки и много документальности. Нынешние политические реалии таковы, что по своей остроте не уступят самому убойному триллеру. Вот почему, работая над политическим детективом, драмой, трагифарсом, выдумывать можно по минимуму, а остальное – заимствовать из реальной жизни, совершив лишь небольшие переделки.
Роман «Кремлёвский Сурок» Сергея Комкова сделан именно так. Самая фантастичная часть рассказывает о том, как в кабинете кремлёвского чиновника Сыркова В.М. поселяется американский сурок – супердрессированный грызун-киборг, под кожу которого вживлены чипы, позволяющие контролировать этого «агента» и даже влиять на людей, оказавшихся рядом с ним. Сурок-киборг, как и все прочие американские сурки, сладко спит зимой, а весной просыпается. Разумеется, выборы президента РФ, состоявшиеся 14 марта 2004 года, подпали под период активности. Вот и вся фантастика. А остальное – жизненная правда.
Сурок, который сидит в кабинете «серого кремлёвского кардинала» Сыркова и подслушивает разговоры, узнаёт примерно то же, что мы каждый день узнаём из газет и Интернета. Фамилии тех, с кем взаимодействует Сырков, почти не камуфлируются. Мы сразу понимаем, кто такие «Герст с первого канала», Владимир Адольфович Жирновский, Фрикман, министры Перегреф и Антихристенко. У нас нет сомнений по поводу того, откуда взялось название компании «МУКОС» и название партии «Бегущие вместе».
В том же ключе сделан роман «Погружение во мрак», который является логическим продолжением истории о кремлёвском сурке, но с другими героями. На первое место в повествовании выдвигается профессор Воронцов, который в качестве эксперта Государственной Думы много путешествует по России и может воочию наблюдать результаты деятельности нового правительства, сформированного после выборов 2004 года.
Каждый эпизод российской жизни, попадающий в поле зрения Воронцова, – готовый материал для разоблачительной статьи в прессе, а рассказ о судебном разбирательстве по поводу ЕГЭ и вовсе позаимствован из личного опыта автора романа, ведь Сергей Комков – президент Всероссийского фонда образования.
Ещё больше жизненности книгам добавляет стиль повествования – скупой на эпитеты, близкий к газетному репортажу. Создаётся ощущение, что похожая история только вчера промелькнула в печати.
К такому стилю быстро привыкаешь, поэтому сначала кажется очень необычным другое произведение Комкова, опубликованное под одной обложной с романами о последствиях выборов 2004 года. «Тень Большого брата» – небольшая, очень ярко рассказанная повесть о том, как Президент Большой Земли, он же Большой брат, он же Вован, задумал полетать на истребителе и чуть не погиб. На беду Президента в его ближнем кругу оказался Браток, стремящийся устранить Большого брата и стать новым руководителем страны. В результате на истребителе во время выполнения учебно-боевой задачи «случайно» взрывается ракета, а чудом уцелевший Президент «падает с неба» и проводит два незабываемых дня в отрезанной от мира таёжной деревеньке.
В этой повести кардинально меняется сама авторская манера, отступившая от репортажного стиля и приблизившаяся к сказке. Язык становится красочнее, образнее. Взять хотя бы строчки из пролога: «Дерево лет двадцать назад расщепила молния. Оно раскололось надвое, и засохшая отколотая половина грустно повисла над пропастью. Упасть в пропасть не давала тонкая, едва заметная сверху, но достаточно прочная внутри корневая система».
Перед нами та же социально-политическая сатира, но более древний её пласт – идущий от Салтыкова-Щедрина и его литературных наследников. Именно поэтому в повести очень мало фамилий и названий, а есть только Президент, Премьер, Служба Безопасности. Есть также Палаты, которые до прихода Большого брата занимал некий Дед.
В своих книгах Сергей Комков, по сути, представляет нам два разных направления художественной литературы о политике. Одно из направлений представляет западную традицию – книга-расследование, составленная как будто из газетных статей. Второе направление – политическая сказка, которая особенно часто встречается именно в русской традиции.
Во всех случаях наша политическая реальность узнаваема, но русская литературная традиция всё равно кажется ближе, и в сказку, пусть даже самую фантастичную, верить хочется больше, чем в материалы журналистского расследования… А впрочем, каждый читатель решает сам.