Мирзоев, Бероев и малый бюджет
КИНО
Верить в приметы – последнее дело, однако иногда они всё-таки срабатывают: перед походом на новый отечественный фильм «Человек, который знал всё» автор этих строк случайно встретила А.Г. Гордона – и, как оказалось, не к добру. Ничего, что даже отдалённо бы напоминало шумный и перенаселённый «Закрытый показ» в тот день не случилось: в зале кинотеатра собралось от силы восемь человек, а сам премьерный боевик даже для передач Гордона, часто демонстрирующий фильмы, которые сам полагает слабыми и откровенно неудачными, – оказался бы, пожалуй, слишком радикальным.
Претендующее на категорию «блокбастер» кино Владимира Мирзоева (некогда хорошо известного в качестве своеобразного, но, безусловно, яркого театрального режиссёра, а в последнее время вдруг пустившегося во все кинематографические тяжкие) снято по книге Игоря Сахновского с фантастическим сюжетом. Скромный сотрудник института истории после удара током открывает в себе сверхъестественные способности – теперь он знает ответы на все вопросы: как сейчас живёт бывшая жена (Екатерина Гусева), ушедшая от него к бизнесмену (Егор Пазенко), куда и в какое время нужно прийти, чтобы найти сумку с полумиллионом долларов, какой код у сейфа (любого) и что сейчас думает человек (абсолютно любой). Не умеющий распорядиться таким даром тихоня-интеллигент, которого играет Егор Бероев – смотрящийся в таком амплуа, мягко говоря, неорганично, – чувствует себя глубоко несчастным, бегает по всему миру то от бандитов, то от спецслужб. Он воскрешает в памяти рецензента полузабытую детскую сказку Веры Ферра-Микура «Валентин свистит в травинку», герой которой мог высвистеть любое желание и создал однажды профессора, способного отвечать на любые вопросы, который находил очки, упавшие в варёный шпинат, вступал в диалог с детьми-почемучками, то есть приносил людям реальную пользу. Увы, от нашего историка мало толку: он не только не пытается спасти мир, но, напротив, лишь методично наживает неприятности себе и другим, что мало соответствует жанру лихого боевика, да и выглядит психологически недостоверно – получив власть и деньги, человек не может не измениться, не почувствовать себя сильным. Однако наш герой до конца фильма остаётся вялым, плохо сопротивляющимся обстоятельствам неудачником.
Мораль в этой истории прослеживается с трудом: нравственный конфликт честной жизни и бандитского слияния власти и капитала лишь обозначен и не разработан, а для незамысловатого боевика сюжет развивается слишком медленно – в темпе, больше подходящем для неторопливого сериала. В итоге начинаешь в который уже раз при просмотре российской кинопродукции ценить честную голливудскую экшен-продукцию. Сколько-нибудь занимательным моментом оказывается лишь нетиповое обыгрывание поговорки «деньги не пахнут» (когда главный бандит в исполнении извечного мирзоевского «талисмана» Максима Суханова по запаху определяет украденные у его бригады купюры) и – для мужской части аудитории – пикантная сцена с одиноко развлекающейся девушкой в ванне. Впрочем, подобная ситуация с куда большей фантазией решена признанным европейским мастером безобразий Педро Альмодоваром в картине «Свяжи меня». В остальном же фильм расстраивает: снятый на плохую плёнку – или это была лишь неудачная копия? – с не очень динамичным монтажом и практически, как мне показалось, только в естественном освещении, он живо напомнил фильмы, снимавшиеся в 70-е на Рижской киностудии и «Таллинфильме». Только тогда заграницу снимали хотя бы в Латвии, а сейчас в «американских» сценах явно угадываются сосны ближнего Подмосковья, а поле для гольфа похоже на заброшенную стройплощадку.
Низкобюджетность – та черта фильма, которая могла бы и не служить упрёком, если бы была его показной и идейной составляющей – как у так называемого независимого кино, снятого нарочито грязно и дёшево, – однако она предательски проглядывает через все попытки картины выглядеть настоящим эффектным боевиком. Простить это можно, только если бы режиссёр Мирзоев снимал на свои скромные средства и исключительно из любви к искусству. Увы, больше сказать про фильм нечего. И в этом смысле – пусть это будет считаться за комплимент под занавес – он совершенно конгениален книге, по которой был снят: по довольно слабому роману адекватно сделали не самое удачное кино.
Ксения ВОРОТЫНЦЕВА