Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Знание – вилы

01 января 2007

Мирзоев, Бероев и малый бюджет

КИНО

Верить в приметы – последнее дело, однако иногда они всё-таки срабатывают: перед походом на новый отечественный фильм «Человек, который знал всё» автор этих строк случайно встретила А.Г. Гордона – и, как оказалось, не к добру. Ничего, что даже отдалённо бы напоминало шумный и перенаселённый «Закрытый показ» в тот день не случилось: в зале кинотеатра собралось от силы восемь человек, а сам премьерный боевик даже для передач Гордона, часто демонстрирующий фильмы, которые сам полагает слабыми и откровенно неудачными, – оказался бы, пожалуй, слишком радикальным.

Претендующее на категорию «блокбастер» кино Владимира Мирзоева (некогда хорошо известного в качестве своеобразного, но, безусловно, яркого театрального режиссёра, а в последнее время вдруг пустившегося во все кинематографические тяжкие) снято по книге Игоря Сахновского с фантастическим сюжетом. Скромный сотрудник института истории после удара током открывает в себе сверхъестественные способности – теперь он знает ответы на все вопросы: как сейчас живёт бывшая жена (Екатерина Гусева), ушедшая от него к бизнесмену (Егор Пазенко), куда и в какое время нужно прийти, чтобы найти сумку с полумиллионом долларов, какой код у сейфа (любого) и что сейчас думает человек (абсолютно любой). Не умеющий распорядиться таким даром тихоня-интеллигент, которого играет Егор Бероев – смотрящийся в таком амплуа, мягко говоря, неорганично, – чувствует себя глубоко несчастным, бегает по всему миру то от бандитов, то от спецслужб. Он воскрешает в памяти рецензента полузабытую детскую сказку Веры Ферра-Микура «Валентин свистит в травинку», герой которой мог высвистеть любое желание и создал однажды профессора, способного отвечать на любые вопросы, который находил очки, упавшие в варёный шпинат, вступал в диалог с детьми-почемучками, то есть приносил людям реальную пользу. Увы, от нашего историка мало толку: он не только не пытается спасти мир, но, напротив, лишь методично наживает неприятности себе и другим, что мало соответствует жанру лихого боевика, да и выглядит психологически недостоверно – получив власть и деньги, человек не может не измениться, не почувствовать себя сильным. Однако наш герой до конца фильма остаётся вялым, плохо сопротивляющимся обстоятельствам неудачником.

Мораль в этой истории прослеживается с трудом: нравственный конфликт честной жизни и бандитского слияния власти и капитала лишь обозначен и не разработан, а для незамысловатого боевика сюжет развивается слишком медленно – в темпе, больше подходящем для неторопливого сериала. В итоге начинаешь в который уже раз при просмотре российской кинопродукции ценить честную голливудскую экшен-продукцию. Сколько-нибудь занимательным моментом оказывается лишь нетиповое обыгрывание поговорки «деньги не пахнут» (когда главный бандит в исполнении извечного мирзоевского «талисмана» Максима Суханова по запаху определяет украденные у его бригады купюры) и – для мужской части аудитории – пикантная сцена с одиноко развлекающейся девушкой в ванне. Впрочем, подобная ситуация с куда большей фантазией решена признанным европейским мастером безобразий Педро Альмодоваром в картине «Свяжи меня». В остальном же фильм расстраивает: снятый на плохую плёнку – или это была лишь неудачная копия? – с не очень динамичным монтажом и практически, как мне показалось, только в естественном освещении, он живо напомнил фильмы, снимавшиеся в 70-е на Рижской киностудии и «Таллинфильме». Только тогда заграницу снимали хотя бы в Латвии, а сейчас в «американских» сценах явно угадываются сосны ближнего Подмосковья, а поле для гольфа похоже на заброшенную стройплощадку.

Низкобюджетность – та черта фильма, которая могла бы и не служить упрёком, если бы была его показной и идейной составляющей – как у так называемого независимого кино, снятого нарочито грязно и дёшево, – однако она предательски проглядывает через все попытки картины выглядеть настоящим эффектным боевиком. Простить это можно, только если бы режиссёр Мирзоев снимал на свои скромные средства и исключительно из любви к искусству. Увы, больше сказать про фильм нечего. И в этом смысле – пусть это будет считаться за комплимент под занавес – он совершенно конгениален книге, по которой был снят: по довольно слабому роману адекватно сделали не самое удачное кино.

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

 

Обсудить в группе Telegram

Ксения Воротынцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS