Платон Беседин, писатель, Севастополь
Первого сентября дети традиционно пошли в школу – и в этом году нам обещают серьёзные реформы в системе образования: школьная форма, изменение домашних заданий, сокращение лабораторных и контрольных работ, оценки за поведение и т.д. Вот только всё это не решает главной проблемы современного образования: мало кто понимает, для чего учиться. И ответа на этот вопрос как не было, так и нет.
Педагоги завалены бюрократическими отчётами и страдают от низких зарплат и хамства детей. Начальство думает о карьере и докладах наверх. А сами дети банально не понимают, для чего им изучать пестики и тычинки, если это никак в жизни не пригодится (слышали же подобную фразу, да?). Человек, получивший советское образование, выходил с ним в мир один на один. Теперь у современного выпускника, окончившего школу при помощи ИИ, есть верный помощник – гаджет. Там человек, как ему кажется, способен отыскать ответы на все вопросы.
Почему некоторые хотят отменить домашние задания в школах? Ровно по той причине, что никто реально не понимает, для чего это нужно. Дети списывают задания с ГДЗ («решебников») или всё чаще выполняют его при помощи ИИ. Кто и чему учится в таком случае? Однако вопрос на самом деле стоит намного жёстче: для чего современному человеку учиться в принципе? Раньше всё было плюс-минус понятно. Ты оканчивал школу с золотой медалью, и перед тобой открывался большой мир возможностей, где все жили приблизительно одинаково; во всяком случае, это декларировалось. В успешных карьерах будущим партийным боссам помогало не только холуйство, но и качественное образование.
Какой смысл учиться сейчас? Если блогер зарабатывает в сто раз больше, чем педагог. Более того, его профессия гораздо престижнее и популярнее. Причём на государственном уровне. Педагогов вряд ли позовут на Красную площадь во время парада 9 Мая, а блогеров зовут. Для чего учиться на журналиста, если очень скоро представителей этой профессии полностью вытеснит ИИ? Где смысл? Современный ребёнок не понимает, для чего ему штудировать учебники, читать толстые книги, заучивать формулы – всё это прошлое; вот в чём фокус.
Впервые в истории человечества мы находимся в оглушительной фазе, когда знания, получение знаний тотально обесценились. Мало кто понимает рынок профессий будущего. Но каждый интуитивно чувствует, что прежняя система в целом и система образования, в частности, больше не эффективны. Они объективно устарели. Поэтому те методы и средства, которые используются для корректировки образовательного курса, бесполезны.
Они необходимы, но лишь на короткой дистанции. Повышать престиж педагогической профессии, безусловно, надо. Увеличивать оклады учителей необходимо. И прочее, прочее. Однако это не решает главного. Сегодня почти невозможно объяснить человеку, для чего ему надо учиться, читать книги, изучать, например, географию и перемножать в уме хотя бы двузначные числа. У меня есть ответ, для чего это реально нужно. Потому что вся история человечества, как писал Оруэлл, представляет собой одно падение Вавилонской башни за другой.
В определённый момент всё обнуляется – и тогда на первый план выходят люди, которые сохранили, не утратили знания. Они, эти люди, нужны, чтобы человек как вид выжил. Вполне возможно, в недалёком будущем нам предстоит получить подобный опыт. Поэтому знания и их получение стоит сделать не просто ценным и важным, но спасительным и сакральным. Тот, кто владеет знаниями, тот, кто учится, борется за выживание человека и, соответственно, за то, чтобы остаться человеком в принципе.