Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 сентября 2025 г.
  4. № 38 (7002) (24.09.2025)
Общество Образование

Знания конца мира

Зачем учиться, если есть ИИ и гаджет?

24 сентября 2025

Платон Беседин, писатель, Севастополь

Первого сентября дети традиционно пошли в школу – и в этом году нам обещают серьёзные реформы в системе образования: школьная форма, изменение домашних заданий, сокращение лабораторных и контрольных работ, оценки за поведение и т.д. Вот только всё это не решает главной проблемы современного образования: мало кто понимает, для чего учиться. И ответа на этот вопрос как не было, так и нет.

Педагоги завалены бюрократическими отчётами и страдают от низких зарплат и хамства детей. Начальство думает о карьере и докладах наверх. А сами дети банально не понимают, для чего им изучать пестики и тычинки, если это никак в жизни не пригодится (слышали же подобную фразу, да?). Человек, получивший советское образование, выходил с ним в мир один на один. Теперь у современного выпускника, окончившего школу при помощи ИИ, есть верный помощник – гаджет. Там человек, как ему кажется, способен отыскать ответы на все вопросы.

Почему некоторые хотят отменить домашние задания в школах? Ровно по той причине, что никто реально не понимает, для чего это нужно. Дети списывают задания с ГДЗ («решебников») или всё чаще выполняют его при помощи ИИ. Кто и чему учится в таком случае? Однако вопрос на самом деле стоит намного жёстче: для чего современному человеку учиться в принципе? Раньше всё было плюс-минус понятно. Ты оканчивал школу с золотой медалью, и перед тобой открывался большой мир возможностей, где все жили приблизительно одинаково; во всяком случае, это декларировалось. В успешных карьерах будущим партийным боссам помогало не только холуйство, но и качественное образование.

Какой смысл учиться сейчас? Если блогер зарабатывает в сто раз больше, чем педагог. Более того, его профессия гораздо престижнее и популярнее. Причём на государственном уровне. Педагогов вряд ли позовут на Красную площадь во время парада 9 Мая, а блогеров зовут. Для чего учиться на журналиста, если очень скоро представителей этой профессии полностью вытеснит ИИ? Где смысл? Современный ребёнок не понимает, для чего ему штудировать учебники, читать толстые книги, заучивать формулы – всё это прошлое; вот в чём фокус.

Впервые в истории человечества мы находимся в оглушительной фазе, когда знания, получение знаний тотально обесценились. Мало кто понимает рынок профессий будущего. Но каждый интуитивно чувствует, что прежняя система в целом и система образования, в частности, больше не эффективны. Они объективно устарели. Поэтому те методы и средства, которые используются для корректировки образовательного курса, бесполезны.

Они необходимы, но лишь на короткой дистанции. Повышать престиж педагогической профессии, безусловно, надо. Увеличивать оклады учителей необходимо. И прочее, прочее. Однако это не решает главного. Сегодня почти невозможно объяснить человеку, для чего ему надо учиться, читать книги, изучать, например, географию и перемножать в уме хотя бы двузначные числа. У меня есть ответ, для чего это реально нужно. Потому что вся история человечества, как писал Оруэлл, представляет собой одно падение Вавилонской башни за другой.

В определённый момент всё обнуляется – и тогда на первый план выходят люди, которые сохранили, не утратили знания. Они, эти люди, нужны, чтобы человек как вид выжил. Вполне возможно, в недалёком будущем нам предстоит получить подобный опыт. Поэтому знания и их получение стоит сделать не просто ценным и важным, но спасительным и сакральным. Тот, кто владеет знаниями, тот, кто учится, борется за выживание человека и, соответственно, за то, чтобы остаться человеком в принципе.


Обсудить в группе Telegram

Платон Беседин

Родился в Севастополе. Автор художественных кни... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Словарь тревоги нашей

    24.09.2025
  • Чёткость, резкость суждений, деловая хватка

    24.09.2025
  • Грядет искусственная беллетристика?

    22.09.2025
  • «…А доброта – одна, на все времена»

    21.09.2025
  • Неразгаданная загадка

    21.09.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS