«Жизнь, посвящённая архитектуре. Архитектура, посвящённая жизни» – так назван альбом, изданный к 70-летию заслуженного архитектора Республики Беларусь, академика Российской академии архитектуры и строительных наук, профессора Международной академии архитектуры в Софии, академика Международной академии архитектуры в Москве Леонарда Викторовича МОСКАЛЕВИЧА.
Встреча с ним прошла в Светлогорской центральной библиотеке и в картинной галерее «Традиция» имени Германа Прянишникова, где открылась выставка акварельных работ, архитектурных эскизов и проектов знаменитого зодчего.
XX век, подаривший миру модернизм и постмодернизм, конструктивизм, неоклассицизм, просто не мог этим разнообразием направлений и стилей не повлиять и на зодчество. Правда, в условиях социалистического реализма это влияние предельно ограничивалось. Вот почему далеко не всё, задуманное Леонардом Викторовичем, встречало понимание у тех, кто руководил архитектурным градостроением.
Сколько красочных буклетов и альбомов об изобразительном искусстве довелось мне читать и рассматривать! А вот издание, посвящённое творчеству архитектора, признаюсь, держал в руках впервые. Валентина Мартинович, автор текста альбома, сумела талантливо превратить фрагментарное повествование в творческий анализ того, что происходило в белорусской, да и в мировой архитектуре за последние 50 лет. И всё на примере жизни одного из самых ярких представителей этой профессии. Она сразу же определяет главное: градостроительный анализ, тектоника, образное решение и учёт окружающей среды. Но личностное присутствие Леонарда Москалевича во всём повествовании расширяет жанр альбомного текста до философски художественного. «Я архитектор. И чувствую постоянную ответственность не только за каждый свой проект, но и за то, какой будет архитектура моей страны сегодня и завтра», – читаем признание Л. Москалевича. Такие высказывания естественно перемежаются с богатыми иллюстрациями авторских работ юбиляра, с публикациями о его архитектурных произведениях, с отзывами друзей, коллег. Есть в альбоме и выступления Леонарда Викторовича на международных симпозиумах, воспоминания и так называемые «заметки на полях» о вечном.
Альбом замечательно иллюстрирован. Кроме фото работ Москалевича в нём помещено множество фотографий из семейного архива. И целая выставка авторских проектов: комплекс телерадиовещательного центра в Минске, реконструкция жилой территории «Веснянка», комплекс 9–16-этажных домов по проспекту Дзержинского, комплекс зданий СНГ по проспекту Победителей… А как великолепно смотрятся фотографии уже осуществлённых работ! Это и Дом культуры в колхозе «Советская Белоруссия» Каменецкого района Брестской области, удостоенный бронзовой медали ВДНХ СССР; и созданный совместно с архитекторами Ю. Григорьевым и Г. Ласкавой пансионат Совета Министров БССР на Заславльском водохранилище (теперь загородная резиденция Президента Республики Беларусь), получивший диплом Союза архитекторов СССР; и национальный выставочный комплекс «БелЭкспо» на проспекте Победителей; и Дом дружбы на проспекте Независимости; и Белорусский государственный университет культуры и искусства – всего и не перечислишь.
Коллеги считают, что архитектурные достижения Леонарда Викторовича принадлежат не только нашему времени. Некоторые из них пополнили «золотой фонд» зодчества, определяя самое лучшее в градостроительстве второй половины XX века. Ещё в 1988 году в Минске, например, появился уже упомянутый комплекс «БелЭкспо». Предназначен он для проведения международных выставок, а в промежутках между ними – торговых ярмарок, зрелищных мероприятий, научно-технических конференций. Нашу столицу уже нельзя представить без этого сооружения. И как замечательно осуществлён архитектурный замысел павильона! Он представляет неразрывное целое с конструктивным решением. Пятиугольный выставочный зал пролётом 70 метров, перекрытый пятью гиперболическими параболоидами, отличается живописностью и лёгкостью архитектурных форм. Хорошо сказала об этом произведении архитектурного искусства поэтесса Галина Трушникова:
Привиделось, как будто в детском сне:
В излучине реки в зелёной раме
Цветок дворца в прекрасной панораме
С Меркурием крылатым в вышине.
Восхищённых поэтических строк заслуживают многие творения замечательного мастера. В мае 2006 года на ХI Всемирной триеннале архитектуры в Софии проект реконструкции территории жилого массива «Веснянка» (проспект Победителей – водохранилище «Дрозды») удостоен серебряной медали и почётного диплома лауреата фестиваля. В дипломе сказано, что это награда за создание яркого, запоминающегося современного архитектурного ансамбля на ответственном градостроительном участке, за формирование оптимальной городской среды для активного отдыха и проживания. Впрочем, не только за это, ибо отмечены ещё и «новые градостроительные акценты».
Леонард Викторович с детских лет рисует и зарисовывает памятники зодчества, о встрече с которыми когда-то мечтал. Это таинственные руины замков, величественных храмов, кощунственно приспособленных в советское время под складские помещения, зернохранилища или, в лучшем случае, под помещения для архивов. В альбоме немало и живописных, акварельных картин, многие из которых мы теперь увидели в галерее: «Закат на Минском море», «Нарочь», «Золотая осень в парке Янки Купалы», «Болгария. Пловдив», «Успенский собор Троице-Сергиева монастыря. Троице-Сергиев Посад». Экспозиция его произведений стала очень познавательной, ибо это своеобразный экскурс к лучшим мировым архитектурным памятникам. Вот как об этом говорится в альбоме: «Кроме филигранной, достоверной прорисовки архитектурных деталей, будь-то Парфенон, Помпея, Вавилон или старый королевский замок в Кракове, в его рисунках присутствует дух времени, звучит ветер судеб, уничтожающий порой целые города и народы, но не властный над Вечным Искусством».
Родился будущий архитектор 5 декабря 1936 года в деревне Козловка Светлогорского района в семье учителей. Мать, Ольга Игнатьевна, преподавала в младших классах, а отец, Виктор Маркович, был преподавателем белорусского языка и литературы. Леонарду едва исполнился год, когда отца репрессировали, назвав «польским шпионом». Только спустя 20 лет сообщили о его полной реабилитации. Детство отняла война: беженство, партизанская жизнь, смерть младших брата и сестры, блокада... В 1944-м возвратились на родное пепелище, жили в помещении сельсовета. Мать продолжала учительствовать, а мальчик больше всего общался с бабушкой Машей. Навсегда запомнил её слова: «Внучек, делай людям добро».
После окончания Козловской начальной школы продолжал учёбу в Паричской. Тогда-то и подружился с бывшим «сыном полка» Володей Вахомчиком. Дружба сохранилась на всю жизнь. И сейчас профессор физико-математических наук Владимир Петрович Вахомчик – непременный посетитель всех персональных выставок заслуженного архитектора Республики Беларусь Леонарда Викторовича Москалевича. Приехал он из Москвы в Светлогорск и на этот раз. Благодарно вспоминает зодчий, что точности и логике мышления учил его в Паричах преподаватель математики и физики Альфред Викторович Барановский, любви к родному слову, родной природе – преподаватель белорусской литературы Владимир Александрович Мигай, а Владимир Владимирович Суровец поддержал увлечение живописью, помог выбрать профессию. Так Москалевич стал студентом архитектурного факультета Белорусского политехнического института.
Листаю красочный альбом. Рассматриваю семейные фотографии и те, которые запечатлели зодчего на международных конгрессах архитектуры. Вижу его рядом с композитором Игорем Лученком, с художницей Нинель Счастной. Читаю самые лестные высказывания о нём заслуженного архитектора Беларуси, профессора Евгения Заславского, вице-президента Российской академии архитектуры Владимира Белоусова, академика, президента Международной академии архитектуры Георгия Стоилова, председателя Белорусского союза архитекторов Александра Корбута и понимаю, что мы, к сожалению, ещё очень мало знаем о нашем знаменитом земляке. Встреча с ним стала памятным событием в культурной жизни Светлогорска. Теперь и в нашем, пожалуй, самом молодом городе Беларуси, к созданию которого, кстати, причастен и Л. Москалевич, всё больше тех, кто тоже теперь принадлежит к числу поклонников его таланта.