Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 мая 2015 г.

«Золотой век русского танца»

20 мая 2015

27 мая 2015 г., Москва, Концертный зал «Филармония-2», 19:00

Московский государственный академический симфонический оркестр и его Главный дирижер Павел Коган по традиции завершает сезон грандиозной программой «Золотой век русского танца».

Вальсы и полонезы русских композиторов второй половины XIX века – золотого века русской классической музыки – стали ее визитными карточками во всем мире. В России танцы всегда были любимы и популярны. В творчестве русских композиторов они прошли путь от любительского бытового музицирования до поэтически обогащенного симфонического концерта, воплощающего сложнейшую гамму чувств и настроений. В этот вечер публике будут представлены значительные и известные вальсы и полонезы русских композиторов: М.И. Глинки, А.Г. Рубинштейна, А.К. Глазунова, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова.

Вечер откроет знаменитые полонез, а следом и вальс из оперы «Жизнь за царя» Глинки. В этих пьесах впервые проявилось соединение русского хорового искусства и европейской симфонической практики. Торжественный полонез и легкий вальс получили фольклорный уклон и настолько полюбились русской и зарубежной публике, что обрели самостоятельную концертную жизнь. «Вальс-фантазия» - один из самых изысканных и тонких произведений, в котором композитор воплотил представление о красоте и любви, негласно был посвящен Екатерине Керн, дочери Анны Керн, воспетой Пушкиным в стихотворении «Я помню чудное мгновенье». Музыка вальса — интимное, задушевное высказывание, выражающее лирическую линию симфонизма Глинки.

Таким же ярким сочинением концертного симфонизированного вальса является «Вальс-каприс» А.Г. Рубинштейна. Великий пианист словно переносит блестящую фортепианную пьесу в оркестр, обогащая ее новыми симфоническими красками. Лирические изящно-лукавые эпизоды сменяются блестящими бравурными пассажами, демонстрируя широкие возможности оркестра, как единого инструмента.

Танцевальная музыка занимала весомое место и в творчестве А.К. Глазунова. Его вальсы и полонезы - полнозвучные и уравновешенные, блестяще оркестрованные, с красивыми мелодиями - легко запоминаются и оставляют светлое впечатление. Выдающийся симфонист, одновременно он был крупным балетным композитором — в концертной программе будут исполнены вальс из балета «Барышня – служанка», а также Вальс и Полонез из балетной сюиты, соч.52.

Продолжая традиции своих предшественников, Н.А. Римский-Корсаков обращался к танцу, как к воплощению лирики и высоких человеческих чувств. Настроения, выраженные в его полонезах из опер «Пан воевода» и «Ночь перед рождеством» очень разные: это и воплощение тонких лирических чувств, словно признание в любви, и торжественные и фанфарные мотивы – предложение руки и сердца великосветской красавице. Два основных направления отличают творчество композитора: первое - русская история, второе - мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище "сказочник".

В произведениях П.И. Чайковского бытовые жанры всегда имеют важное драматургическое значение. Петр Ильич заложил в своих балетах традицию делать большие, развернутые вальсы центральными эпизодами не только отдельных актов, но и целых спектаклей. Полонезы и вальсы из оркестровых сюит непосредственно примыкают к этой же традиции, дающей как бы обобщенный музыкальный портрет танца, но не отнимающей у него его пластической, собственно танцевальной сути. Так вальс в его симфониях служит воплощением высокого светлого и, чаще всего, недостижимого идеала. Что касается полонезов из балета «Спящая красавица» и оперы «Черевички», в обоих случаях это торжественный сценический номер (шествие сказочных персонажей в балете и танец придворных на балу императрицы в опере), — в соответствии с глинкинской традицией характеристичных танцев.

В каждом произведении, несмотря на их несхожесть, звучит нечто общее, объединяющее все эти пьесы в некую «сверх-сюиту». Это и ностальгия по блестящим годам юности русской культуры, и захватывающее, детское ощущения скорого чуда, торжественно и празднично приходящего в суетную повседневность, блеск и чопорность нарядов – а с этим и лоск оркестрового «почерка», и благородство танцевальных движений, облеченных в музыкальную форму.

Московский государственный академический симфонический оркестр – один из старейших симфонических оркестров России, основан в 1943 году. Мировую известность коллектив приобрел под управлением Павла Когана, возглавляющего МГАСО с 1989 года. За этот период оркестр выступал более чем в пятидесяти странах мира. Коллектив ежегодно дает концерты в Большом зале Московской Консерватории и Концертном зале им. П.И. Чайковского, в том числе в рамках популярных персональных и смешанных абонементных циклов, выступает в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича и на сценах других городов России, а также проводит турне за рубежом.

Павел Коган – выдающийся дирижер современности, входит в мировую 10-ку лучших дирижеров XX века по рейтингу Classical TV. Народный артист России, лауреат Государственной премии России, действительный член Российской академии искусств, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, кавалер Ордена Дружбы, офицер Ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (Литва), кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция) и других российских и международных наград.

Концертный зал «Филармония-2» – новый концертный зал, открытый для меломанов в 2014 году поражает своей элегантной красотой, комфортом и светящейся "солнечной" атмосферой. Расположен на юго-западе столицы - в Олимпийской деревне. Является концертной площадкой Московской филармонии.



Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS