27 мая 2015 г., Москва, Концертный зал «Филармония-2», 19:00
Московский государственный академический симфонический оркестр и его Главный дирижер Павел Коган по традиции завершает сезон грандиозной программой «Золотой век русского танца».
Вальсы и полонезы русских композиторов второй половины XIX века – золотого века русской классической музыки – стали ее визитными карточками во всем мире. В России танцы всегда были любимы и популярны. В творчестве русских композиторов они прошли путь от любительского бытового музицирования до поэтически обогащенного симфонического концерта, воплощающего сложнейшую гамму чувств и настроений. В этот вечер публике будут представлены значительные и известные вальсы и полонезы русских композиторов: М.И. Глинки, А.Г. Рубинштейна, А.К. Глазунова, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова.
Вечер откроет знаменитые полонез, а следом и вальс из оперы «Жизнь за царя» Глинки. В этих пьесах впервые проявилось соединение русского хорового искусства и европейской симфонической практики. Торжественный полонез и легкий вальс получили фольклорный уклон и настолько полюбились русской и зарубежной публике, что обрели самостоятельную концертную жизнь. «Вальс-фантазия» - один из самых изысканных и тонких произведений, в котором композитор воплотил представление о красоте и любви, негласно был посвящен Екатерине Керн, дочери Анны Керн, воспетой Пушкиным в стихотворении «Я помню чудное мгновенье». Музыка вальса — интимное, задушевное высказывание, выражающее лирическую линию симфонизма Глинки.
Таким же ярким сочинением концертного симфонизированного вальса является «Вальс-каприс» А.Г. Рубинштейна. Великий пианист словно переносит блестящую фортепианную пьесу в оркестр, обогащая ее новыми симфоническими красками. Лирические изящно-лукавые эпизоды сменяются блестящими бравурными пассажами, демонстрируя широкие возможности оркестра, как единого инструмента.
Танцевальная музыка занимала весомое место и в творчестве А.К. Глазунова. Его вальсы и полонезы - полнозвучные и уравновешенные, блестяще оркестрованные, с красивыми мелодиями - легко запоминаются и оставляют светлое впечатление. Выдающийся симфонист, одновременно он был крупным балетным композитором — в концертной программе будут исполнены вальс из балета «Барышня – служанка», а также Вальс и Полонез из балетной сюиты, соч.52.
Продолжая традиции своих предшественников, Н.А. Римский-Корсаков обращался к танцу, как к воплощению лирики и высоких человеческих чувств. Настроения, выраженные в его полонезах из опер «Пан воевода» и «Ночь перед рождеством» очень разные: это и воплощение тонких лирических чувств, словно признание в любви, и торжественные и фанфарные мотивы – предложение руки и сердца великосветской красавице. Два основных направления отличают творчество композитора: первое - русская история, второе - мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище "сказочник".
В произведениях П.И. Чайковского бытовые жанры всегда имеют важное драматургическое значение. Петр Ильич заложил в своих балетах традицию делать большие, развернутые вальсы центральными эпизодами не только отдельных актов, но и целых спектаклей. Полонезы и вальсы из оркестровых сюит непосредственно примыкают к этой же традиции, дающей как бы обобщенный музыкальный портрет танца, но не отнимающей у него его пластической, собственно танцевальной сути. Так вальс в его симфониях служит воплощением высокого светлого и, чаще всего, недостижимого идеала. Что касается полонезов из балета «Спящая красавица» и оперы «Черевички», в обоих случаях это торжественный сценический номер (шествие сказочных персонажей в балете и танец придворных на балу императрицы в опере), — в соответствии с глинкинской традицией характеристичных танцев.
В каждом произведении, несмотря на их несхожесть, звучит нечто общее, объединяющее все эти пьесы в некую «сверх-сюиту». Это и ностальгия по блестящим годам юности русской культуры, и захватывающее, детское ощущения скорого чуда, торжественно и празднично приходящего в суетную повседневность, блеск и чопорность нарядов – а с этим и лоск оркестрового «почерка», и благородство танцевальных движений, облеченных в музыкальную форму.
Московский государственный академический симфонический оркестр – один из старейших симфонических оркестров России, основан в 1943 году. Мировую известность коллектив приобрел под управлением Павла Когана, возглавляющего МГАСО с 1989 года. За этот период оркестр выступал более чем в пятидесяти странах мира. Коллектив ежегодно дает концерты в Большом зале Московской Консерватории и Концертном зале им. П.И. Чайковского, в том числе в рамках популярных персональных и смешанных абонементных циклов, выступает в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича и на сценах других городов России, а также проводит турне за рубежом.
Павел Коган – выдающийся дирижер современности, входит в мировую 10-ку лучших дирижеров XX века по рейтингу Classical TV. Народный артист России, лауреат Государственной премии России, действительный член Российской академии искусств, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, кавалер Ордена Дружбы, офицер Ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (Литва), кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция) и других российских и международных наград.
Концертный зал «Филармония-2» – новый концертный зал, открытый для меломанов в 2014 году поражает своей элегантной красотой, комфортом и светящейся "солнечной" атмосферой. Расположен на юго-западе столицы - в Олимпийской деревне. Является концертной площадкой Московской филармонии.