Премьера балета «Золушка» в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац стала событием во всех смыслах долгожданным: знаменитый прокофьевский балет не шёл здесь уже лет десять.
Инициатором постановки этого балета 20 лет назад была сама основательница коллектива Наталия Ильинична Сац, в творческом содружестве с которой Прокофьев написал своё не менее известное произведение – музыкальную сказку «Петя и Волк». Она и подвигла тогда балетмейстера Бориса Ляпаева на работу. Тем не менее сегодня балет не просто восстановили из небытия: в новую редакцию внесли определённые изменения. Спектакль стал более современным, а оформление – так просто роскошным. Сценография Игоря Нежного и костюмы Татьяны Тулубьевой оказались выше всяких похвал. При этом сказка, слава богу, осталась сказкой, избежав супермодных наворотов.
При всей очевидной философской направленности новой редакции она по возможности деликатно адаптирована для детского восприятия. Конечно, полностью учтены в хореографии и режиссуре возможности труппы. По несколько сокращённой программе поисков действует, например, принц, пытаясь найти возлюбленную. Он заезжает только в Испанию, да предпринимает короткое путешествие на Восток. Несолоно хлебавши, герой возвращается в родные края и тут-то, как водится, свою пропажу и обнаруживает. Феи весны, лета, осени и зимы также не обременяют себя долгими сборами: выходят к Золушке запросто, без положенного в таком случае окружения. Ни превращающейся из тыквы кареты, ни прочих чудес постановщики для детей также не предусмотрели. Зато принц в поисках Золушки катается на трёхколёсном велосипеде. Среди прочих недостатков укажем и слишком затянувшийся утомительный для юных зрителей монолог героини.
Спектакль по задумке постановщиков кроме всего ещё и остросоциальный. «Золушка стала принцессой не потому, что она гламурная, а в силу своих нравственных качеств, – говорит со сцены перед началом спектакля Роксана Сац. – Есть у неё самое дорогое, оставшееся от умершей матери, что она и отдаёт нищенке. Потому что больше отдать ей нечего. И тогда начинаются настоящие чудеса», – объясняет она юным зрителям воспитательную идею новой постановки, чтобы ни у кого не возникало кривотолков.
Тем не менее все несовершенства премьерного спектакля с лихвой окупаются не только заложенным в нём «гуманистическим» смыслом, но прежде всего искренней игрой и стараниями артистов. Прелестна в своей непосредственности Золушка Н. Твёрдохлебовой.
Конечно, такого харизматичного принца, каким был когда-то Владимир Кириллов для Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, в театре Сац просто нет. Однако вполне приличная техника Я. Иванова и взволнованно-лирический образ, созданный С. Захаровым во втором составе, пленили воображение юных зрителей, а в особенности зрительниц. Непременно следует отметить Д. Салтанова в роли учителя танцев. Не обратить внимание на этого танцовщика было просто невозможно. Он ухитрился расставить собственные акценты в балете, а свою насквозь танцевальную партию сделать едва ли не ведущей в спектакле. А уж прикольная мачеха О. Фомина и две её дочери Злюка (Е. Лобачёва) и Кривляка (О. Молочко) доводили зал просто до поросячьего восторга.
Хореография и режиссура Бориса Ляпаева далеки от элементарности и сюсюканья, что сплошь и рядом приходится видеть в детских спектаклях. Не всегда логичные, они тем не менее интересны. Да и нелогичность эта, возможно, кажущаяся. Видимо хореограф учитывает особенности детской аудитории. Судя по реакции зала, дети понимают в спектакле каждое па и каждую ужимку артистов. А значит, спектакль получился. В наше довольно жестокое время добрая сказка о Золушке необходима как никогда. Надеемся, что на сей раз балету повезёт больше и ему будет суждена долгая и счастливая жизнь.