Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Зоопарк Веры Чаплиной

01 января 2007

ДАТА

Исполнилось 100 лет со дня рождения детской писательницы

Вера Чаплина, львица Кинули и шотладская овчарка Пэри. Москва, Б. Дмитровка, 16, комната коммунальной квартиры, весна 1936 г.Уже в молодости она стала известной, а «Четвероногие друзья», «Мои воспитанники» и «Питомцы зоопарка» только в нашей стране издавались более 100 раз и были переведены на 25 иностранных языков. Её книги в магазинах не залёживаются, их читают и перечитывают, они переиздаются и пользуются успехом. 

Вера родилась в 1908 году в потомственной дворянской семье. Годом раньше родился брат Вася, годом позже – сестра Валя. Семья жила на Большой Дмитровке, в собственном доме деда, известного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина. Его дочь Лидия была широко образованной и эмансипированной женщиной: даже имея троих детей, она считала для себя необходимым трудиться и не замыкаться в домашней обстановке. Её муж, Василий Михайлович Кутырин, продолжая затянувшееся обучение на юридическом факультете Московского университета, в большей степени отдавался не будущей профессии, а иным увлечениям – от занятий в авиационной школе до тенниса, охоты и альпинизма. Дети были предоставлены сами себе, хотя с ними и занимались гувернантки. Положение ухудшилось после фактического распада семьи в 1916 году, который окончательно позволил каждому из родителей сосредоточиться на собственных интересах. В 1917 году всей прежней жизни вдруг и разом пришёл конец. 

Обстоятельства заносят Лидию Владимировну в Ташкент, где она служит культработником в одной из частей Красной армии и куда в 1918 году увозит из Москвы детей. Она берёт в семью инвалида-казака, изувеченного войной, не замечая, что тот в её отсутствие жестоко избивает нагайкой 10-летнюю Веру, у которой уже тогда был сильный, независимый характер. Вера не покорилась и убежала из дома. 

Девочка попала в детский дом, впоследствии мать разыскала её, но Вера вернулась в семью только тогда, когда тот человек умер. В 1923 году семья вернулась в Москву, в советскую коммунальную квартиру. 

Позже она вспоминала: «Мама никогда не возражала против моих четвероногих и крылатых поселенцев, и я этим широко пользовалась… За всеми своими питомцами я тщательно ухаживала: кормила их, выносила на прогулки…» Даже в детском доме Вера ухитрялась держать разных животных, которых приходилось не только чем-то кормить, но и защищать. 

После возвращения в Москву она стала ходить в зоопарк. «Целые дни пропадала я там, часами простаивала у клеток. Особенно мне нравились волки. Одного из них я даже пыталась приручить и поражалась, как это у меня ловко получается. Потом уже узнала, что выбранный мною зверь был давно ручным. И вот когда я в очередной раз «приручала своего волка», ко мне подошёл незнакомый человек. 

– Любишь животных? – спросил он.
Я смущённо кивнула.
– А хочешь изучать их? Приходи к нам, – и он дал мне записку в кружок юных биологов зоопарка…»
Незнакомец оказался Петром Александровичем Мантейфелем, руководителем только что основанного кружка. Известный учёный и натуралист-практик, он был ещё и замечательным педагогом. «Дядя Петя», как звали его все юннаты, помог определиться в жизни многим подросткам, порой очень трудным, с которыми он возился как с собственными детьми. Он был столь яркой, незаурядной личностью, что рядом с ним как-то сами собой раздвигались границы обыденности и появлялось ощущение значительности всего происходящего, в котором твоё личное увлечение животными становилось частью общего, большого дела. 

Особенно Веру привлекали те звери, что неохотно шли на контакт. У каждого из них девушка умела распознать не только едва заметные оттенки настроения, но и какие-то индивидуальные черты характера, которые помогали ей понять логику поведения будущего друга, найти с ним, может быть, и не скорый, но зато прочный контакт. 

За всю жизнь у неё было немало таких друзей. Одним из первых и самых любимых стал волк Арго: «Я убирала клетку, часами говорила с Арго, но прошло очень много дней, прежде чем он боязливо принял из моих рук первый кусочек мяса». Общение и ласка стали приносить свои плоды – волчонок постепенно привыкал к человеку. Правда, он ещё не нуждался в нём, а, скорее, терпел его присутствие. Перемена произошла неожиданно. Веры не было в зоопарке около двух недель, а когда она пришла, Арго бросился к ней «и так ласкался, словно был ручной всю жизнь». А как была счастлива Вера! Как она гордилась своим питомцем! 

Эта дружба продолжалась много лет. И даже когда волков переселили на Остров зверей, где они стали жить стаей, Арго не забыл того, кто его приручил. 

С середины 1920-х годов Мос- ковский зоопарк стал активно развиваться: строится Новая территория, расширяется коллекция редких животных, а научная и просветительская работа становится главным делом его сотрудников. В 1925–1927 годах этой работой занималась и юннатка Чаплина. Как доходчиво и интересно рассказать посетителям о питомцах зоопарка? Вряд ли Вера Чаплина предполагала тогда, что попытки ответить на этот вопрос приведут её в будущем к литературному творчеству. То, как реагировала на её экскурсии публика, замечания Мантейфеля и его собственные примеры ясной и образной речи – всё это было для Чаплиной интересно и важно. У неё уже стал проявляться дар рассказчика, работа с животными давала разнообразный и содержательный материал. В эти годы она начинает записывать свои наблюдения за животными. Они пригодились писательнице для создания многих рассказов, таких как «Раджи», «Догадливый лев», «Домовой в зоопарке». Из этого и даже более раннего времени берёт своё начало и рассказ «Хитрые вороны». 

Весной 1928 года Вера вышла замуж за студента Московского энергетического техникума Александра Михайлова, а ещё через год у них родился сын Толя. В 1930 году Вера становится служителем при животных в зоопарке, ей поручают работу с молодняком. Она увлекается идеей эксперимента по их совместному проживанию и приучению друг к другу, идеей общего «детского сада» для маленьких питомцев зоопарка. 

В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Мос-ковского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка. 

Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и (редкий случай!) сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на книгу о площадке молодняка. «Малыши с зелёной площадки» в 1935 году были опубликованы.
В 1937 году рождение дочери Люды не помешало 29-летней сотруднице Московского зоопарка стать руководителем всей секции хищников. Она продолжает активно сотрудничать в газетах, журналах и на радио, пишет тексты к диафильмам, работает сценаристом и консультантом в научно-популярном кино. 

Но всё ломает и ставит на грань жизни и смерти начавшаяся война. Чаплину направляют в Свердловский зоопарк, куда вывозили часть животных из Москвы. В хаосе массовой эвакуации она пережила ужас потери детей, и лишь самообладание и счастливый случай помогли ей найти их где-то под Пермью. Впрочем, тяжело тогда приходилось всем. Но особенно трудно было сохранить жизнь животным. «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, – рассказывала годы спустя писательница. – Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и… зверями». 

В Свердловском зоопарке Чаплина проявляет себя умелым и решительным организатором: летом 1942 года её назначают заместителем директора, а весной 1943 года возвращают в Москву и поручают руководство производственными предприятиями столичного зоопарка. 

Её дети и муж выжили. Моло-дость осталась где-то далеко позади, хотя Вере Чаплиной ещё не было сорока. И во многом жизнь нужно было начинать сначала. Именно тогда в её судьбе происходит окончательный поворот к литературе. В 1946 году Чаплина уходит из зоопарка, который был её домом более 30 лет и в историю которого она вписала свою яркую страницу. Уходит, чтобы встать на путь профессионального писателя. 

Единомышленником и литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал известный писатель-натуралист Георгий Скребицкий. В своём совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и лёгкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, как белочка зимует или чем живёт майский жук. 

В соавторстве со Скребицким Чаплина создаёт сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще» (1949). И всё же главным писательским материалом для Чаплиной остаётся жизнь Московского зоопарка. В дальнейшем Вера Васильевна не раз пополняла циклы рассказов «Питомцы зоопарка» и «Мои воспитанники» – свой окончательный вид они приобрели только в 1965 году. 

Чаплина мало уделяет внимания публичной стороне писательской профессии, не стремится в литературное начальство и испытывает к себе на удивление прохладное отношение со стороны начальства зоопарковского. Зато она становится общественным инспектором охраны природы, осваивает вождение автомобиля (после того, как почти год была парализована из-за энцефалита), ведёт дачную жизнь. Выросли её дети, появились внучки, и расширился круг семейных забот. Но Вера Чаплина привыкла быть лидером, и в семье она всегда сама несла основной груз ответственности. А вот обыденность вряд ли обременяла её, потому как она с детства имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других. 

С возрастом этот талант не только позволял писательнице находить новые сюжеты для творчества, но и в какой-то мере преобразил его характер. На смену крупным планам и ярким краскам, создававшим приподнятые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, появляются образы вроде бы меньшего масштаба. Но теперь они приходят как будто из собственной жизни читателя. Эти новые черты творчества Чаплиной, впервые отчётливо проступившие в сборнике «Друг чабана» (1961), полностью раскрылись в цикле её поздних рассказов «Случайные встречи» (1976). Многие из них – «Забавный медвежонок», «Испорченный отпуск», «Пуська», «Как хорошо!» – полны комических историй, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. Видно, что писательница и сама не раз попадала в подобные ситуации, поэтому люди, которых она показывает растерянными и рассерженными, несмотря ни на что, способны сохранить к своим маленьким «мучителям» доброе, человеческое отношение. 

Через все эти разные истории, может быть, не столь заметно, но очень значимо проходит и образ человека. От его доброты и ответственности подчас полностью зависят судьбы зверей. Но звери не остаются в долгу – забота о них помогает человеку стать лучше, а их преданность и любовь делают его жизнь счастливее. Именно об этом рассказывают нам замечательные произведения Веры Васильевны Чаплиной. 

Максим ТАВЬЕВ

Обсудить в группе Telegram

Максим Тавьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS