Исполнилось 100 лет со дня рождения детской писательницы
Уже в молодости она стала известной, а «Четвероногие друзья», «Мои воспитанники» и «Питомцы зоопарка» только в нашей стране издавались более 100 раз и были переведены на 25 иностранных языков. Её книги в магазинах не залёживаются, их читают и перечитывают, они переиздаются и пользуются успехом.
Вера родилась в 1908 году в потомственной дворянской семье. Годом раньше родился брат Вася, годом позже – сестра Валя. Семья жила на Большой Дмитровке, в собственном доме деда, известного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина. Его дочь Лидия была широко образованной и эмансипированной женщиной: даже имея троих детей, она считала для себя необходимым трудиться и не замыкаться в домашней обстановке. Её муж, Василий Михайлович Кутырин, продолжая затянувшееся обучение на юридическом факультете Московского университета, в большей степени отдавался не будущей профессии, а иным увлечениям – от занятий в авиационной школе до тенниса, охоты и альпинизма. Дети были предоставлены сами себе, хотя с ними и занимались гувернантки. Положение ухудшилось после фактического распада семьи в 1916 году, который окончательно позволил каждому из родителей сосредоточиться на собственных интересах. В 1917 году всей прежней жизни вдруг и разом пришёл конец.
Обстоятельства заносят Лидию Владимировну в Ташкент, где она служит культработником в одной из частей Красной армии и куда в 1918 году увозит из Москвы детей. Она берёт в семью инвалида-казака, изувеченного войной, не замечая, что тот в её отсутствие жестоко избивает нагайкой 10-летнюю Веру, у которой уже тогда был сильный, независимый характер. Вера не покорилась и убежала из дома.
Девочка попала в детский дом, впоследствии мать разыскала её, но Вера вернулась в семью только тогда, когда тот человек умер. В 1923 году семья вернулась в Москву, в советскую коммунальную квартиру.
Позже она вспоминала: «Мама никогда не возражала против моих четвероногих и крылатых поселенцев, и я этим широко пользовалась… За всеми своими питомцами я тщательно ухаживала: кормила их, выносила на прогулки…» Даже в детском доме Вера ухитрялась держать разных животных, которых приходилось не только чем-то кормить, но и защищать.
После возвращения в Москву она стала ходить в зоопарк. «Целые дни пропадала я там, часами простаивала у клеток. Особенно мне нравились волки. Одного из них я даже пыталась приручить и поражалась, как это у меня ловко получается. Потом уже узнала, что выбранный мною зверь был давно ручным. И вот когда я в очередной раз «приручала своего волка», ко мне подошёл незнакомый человек.
– Любишь животных? – спросил он.
Я смущённо кивнула.
– А хочешь изучать их? Приходи к нам, – и он дал мне записку в кружок юных биологов зоопарка…»
Незнакомец оказался Петром Александровичем Мантейфелем, руководителем только что основанного кружка. Известный учёный и натуралист-практик, он был ещё и замечательным педагогом. «Дядя Петя», как звали его все юннаты, помог определиться в жизни многим подросткам, порой очень трудным, с которыми он возился как с собственными детьми. Он был столь яркой, незаурядной личностью, что рядом с ним как-то сами собой раздвигались границы обыденности и появлялось ощущение значительности всего происходящего, в котором твоё личное увлечение животными становилось частью общего, большого дела.
Особенно Веру привлекали те звери, что неохотно шли на контакт. У каждого из них девушка умела распознать не только едва заметные оттенки настроения, но и какие-то индивидуальные черты характера, которые помогали ей понять логику поведения будущего друга, найти с ним, может быть, и не скорый, но зато прочный контакт.
За всю жизнь у неё было немало таких друзей. Одним из первых и самых любимых стал волк Арго: «Я убирала клетку, часами говорила с Арго, но прошло очень много дней, прежде чем он боязливо принял из моих рук первый кусочек мяса». Общение и ласка стали приносить свои плоды – волчонок постепенно привыкал к человеку. Правда, он ещё не нуждался в нём, а, скорее, терпел его присутствие. Перемена произошла неожиданно. Веры не было в зоопарке около двух недель, а когда она пришла, Арго бросился к ней «и так ласкался, словно был ручной всю жизнь». А как была счастлива Вера! Как она гордилась своим питомцем!
Эта дружба продолжалась много лет. И даже когда волков переселили на Остров зверей, где они стали жить стаей, Арго не забыл того, кто его приручил.
С середины 1920-х годов Мос- ковский зоопарк стал активно развиваться: строится Новая территория, расширяется коллекция редких животных, а научная и просветительская работа становится главным делом его сотрудников. В 1925–1927 годах этой работой занималась и юннатка Чаплина. Как доходчиво и интересно рассказать посетителям о питомцах зоопарка? Вряд ли Вера Чаплина предполагала тогда, что попытки ответить на этот вопрос приведут её в будущем к литературному творчеству. То, как реагировала на её экскурсии публика, замечания Мантейфеля и его собственные примеры ясной и образной речи – всё это было для Чаплиной интересно и важно. У неё уже стал проявляться дар рассказчика, работа с животными давала разнообразный и содержательный материал. В эти годы она начинает записывать свои наблюдения за животными. Они пригодились писательнице для создания многих рассказов, таких как «Раджи», «Догадливый лев», «Домовой в зоопарке». Из этого и даже более раннего времени берёт своё начало и рассказ «Хитрые вороны».
Весной 1928 года Вера вышла замуж за студента Московского энергетического техникума Александра Михайлова, а ещё через год у них родился сын Толя. В 1930 году Вера становится служителем при животных в зоопарке, ей поручают работу с молодняком. Она увлекается идеей эксперимента по их совместному проживанию и приучению друг к другу, идеей общего «детского сада» для маленьких питомцев зоопарка.
В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Мос-ковского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.
Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и (редкий случай!) сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на книгу о площадке молодняка. «Малыши с зелёной площадки» в 1935 году были опубликованы.
В 1937 году рождение дочери Люды не помешало 29-летней сотруднице Московского зоопарка стать руководителем всей секции хищников. Она продолжает активно сотрудничать в газетах, журналах и на радио, пишет тексты к диафильмам, работает сценаристом и консультантом в научно-популярном кино.
Но всё ломает и ставит на грань жизни и смерти начавшаяся война. Чаплину направляют в Свердловский зоопарк, куда вывозили часть животных из Москвы. В хаосе массовой эвакуации она пережила ужас потери детей, и лишь самообладание и счастливый случай помогли ей найти их где-то под Пермью. Впрочем, тяжело тогда приходилось всем. Но особенно трудно было сохранить жизнь животным. «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, – рассказывала годы спустя писательница. – Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и… зверями».
В Свердловском зоопарке Чаплина проявляет себя умелым и решительным организатором: летом 1942 года её назначают заместителем директора, а весной 1943 года возвращают в Москву и поручают руководство производственными предприятиями столичного зоопарка.
Её дети и муж выжили. Моло-дость осталась где-то далеко позади, хотя Вере Чаплиной ещё не было сорока. И во многом жизнь нужно было начинать сначала. Именно тогда в её судьбе происходит окончательный поворот к литературе. В 1946 году Чаплина уходит из зоопарка, который был её домом более 30 лет и в историю которого она вписала свою яркую страницу. Уходит, чтобы встать на путь профессионального писателя.
Единомышленником и литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал известный писатель-натуралист Георгий Скребицкий. В своём совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и лёгкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, как белочка зимует или чем живёт майский жук.
В соавторстве со Скребицким Чаплина создаёт сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще» (1949). И всё же главным писательским материалом для Чаплиной остаётся жизнь Московского зоопарка. В дальнейшем Вера Васильевна не раз пополняла циклы рассказов «Питомцы зоопарка» и «Мои воспитанники» – свой окончательный вид они приобрели только в 1965 году.
Чаплина мало уделяет внимания публичной стороне писательской профессии, не стремится в литературное начальство и испытывает к себе на удивление прохладное отношение со стороны начальства зоопарковского. Зато она становится общественным инспектором охраны природы, осваивает вождение автомобиля (после того, как почти год была парализована из-за энцефалита), ведёт дачную жизнь. Выросли её дети, появились внучки, и расширился круг семейных забот. Но Вера Чаплина привыкла быть лидером, и в семье она всегда сама несла основной груз ответственности. А вот обыденность вряд ли обременяла её, потому как она с детства имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других.
С возрастом этот талант не только позволял писательнице находить новые сюжеты для творчества, но и в какой-то мере преобразил его характер. На смену крупным планам и ярким краскам, создававшим приподнятые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, появляются образы вроде бы меньшего масштаба. Но теперь они приходят как будто из собственной жизни читателя. Эти новые черты творчества Чаплиной, впервые отчётливо проступившие в сборнике «Друг чабана» (1961), полностью раскрылись в цикле её поздних рассказов «Случайные встречи» (1976). Многие из них – «Забавный медвежонок», «Испорченный отпуск», «Пуська», «Как хорошо!» – полны комических историй, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. Видно, что писательница и сама не раз попадала в подобные ситуации, поэтому люди, которых она показывает растерянными и рассерженными, несмотря ни на что, способны сохранить к своим маленьким «мучителям» доброе, человеческое отношение.
Через все эти разные истории, может быть, не столь заметно, но очень значимо проходит и образ человека. От его доброты и ответственности подчас полностью зависят судьбы зверей. Но звери не остаются в долгу – забота о них помогает человеку стать лучше, а их преданность и любовь делают его жизнь счастливее. Именно об этом рассказывают нам замечательные произведения Веры Васильевны Чаплиной.