Кому не даёт покоя генетическая память
Нет, не все москвичи одинаково гламурны, уверяю вас. Некоторые тусовкам в ночных клубах предпочитают работу на конюшне, походы верхом, запах костра и даже, извините, псины.
Помню, в 1995 году, когда на экраны вышел тот знаменитый, обожаемый миллионами кинопамфлет, настоящий, не побоюсь этого слова, шедевр – «Особенности национальной охоты», многие приобретали его для своей домашней фильмотеки. Но некоторые (и я знаю пару-тройку таких фанатов) вырезали из картины исторические фрагменты. Чтобы не отвлекаться. Чтобы они не мешали им наслаждаться сценами безудержного пьянства наших современников.
Вот она – Россия, которую мы потеряли… В мусорной корзине. Вырезанная из фильма и из жизни. Впрочем, чему удивляться? Вырезано – уничтожено, выдавлено за пределы страны, растворилось в простонародье, во времени и пространстве – потомственное дворянство. Вырезаны – забыты, утрачены, оборваны – и его традиции. В том числе и такая исконно русская, как псовая охота. Кто теперь знает, что такое приездка и нагонка? Кто такие доезжачие, выжлятники, заездные, стременные, ловчие? Да хотя бы мелкотравчатые? Можете ответить вот так прямо, с ходу?
Увы, мало кому теперь известно, что охота с гончими и борзыми велась на Руси уже с XV века. Обширные помещичьи угодья, изобилие зверя, освобождение дворянства от царской службы способствовали тому, что к XIX веку во всех губерниях России почти в каждой дворянской усадьбе была своя псовая охота. Помещики держали гончих и борзых сотнями. Выводили собственные породы, пока не был принят первый стандарт (в 1888 г.). Существовали не только культура, порядок, требования и традиции псовой охоты, но и целая ориентированная на неё индустрия: выпускали специальную форменную одежду. Всё забыто…
Но, к счастью, не всеми (а значит, есть надежда, что не навсегда). Есть энтузиасты, которые занимаются изучением и возрождением традиции русской псовой охоты, – сотрудники конно-туристической базы «Аванпост», которая расположена в живописнейших полях под Можайском, на берегу Москва-реки, у стен древнего, существующего с XV века, Лужецкого Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря. КТБ «Аванпост» является базой военно-исторического клуба с таким же названием, ежегодно участвующего в реконструкции Бородинского сражения (поля Бородинского музея-заповедника находятся всего в нескольких километрах отсюда), сражения при Малоярославце и других.
Всё началось в 1996 году, когда небольшая команда активистов на взятые в кредит деньги выкупила у совхоза «Рассвет» полуразвалившийся коровник и три десятка измождённых, обозлённых и, казалось, навсегда утративших веру в людей карачаевских лошадей. Сейчас же КТБ «Аванпост» – это обширный штат подготовленных сотрудников, инструкторов верховой езды, а также сельскохозяйственных работников, конюхов, ветеринаров. Это школа для 12–14-летних подростков, живущих поблизости от базы, выпускающая ежегодно по 10–15 новых специалистов, соединяющих в себе навыки менеджера, наездника, актёра, психолога. Причём ребята не только не платят за своё обучение, но наоборот, получают что-то вроде стипендии и вознаграждение за выполнение разовых поручений, участие в мероприятиях. На месте жалких развалин появилось несколько отремонтированных и заново возведённых зданий. А 30 лохматых доходяг превратились в табун из 60 прекрасных, ухоженных, купающихся в любви и заботе, вышколенных лошадей. В загоне резвится с десяток жеребят, которых выращивают здесь специально для пополнения и обновления поголовья.
Зарабатывает база тем, что организует туристические маршруты. Разной продолжительности – от пары часов до нескольких дней. Разной сложности – от простейших (для тех, кто ни разу не сидел на лошади) до экстремальных. С разным количеством участников – от двух до двухсот. И по традициям разных народов и разных исторических эпох – от ковбойских родео до уже упомянутых русских псовых охот.
Ну а раз в год, как правило, в зимний охотничий сезон, для пропаганды и популяризации этой красивой старинной русской традиции здесь проводится теперь уже довольно знаменитое в Москве и Московской области масштабное – и некоммерческое! – мероприятие. Большая псовая охота.
В этом году охота состоялась 16 января. В ней приняли участие более 200 человек. Все участники были одеты в яркие охотничьи наряды, сшитые по образцам XIX века. Красивые люди, около 100 лошадей, несколько свор борзых собак, заснеженные холмы и перелески, погода как по заказу – голубое небо и солнечные лучи, отражающиеся в куполах храмов Лужецкого монастыря… Грандиозное зрелище!.. С нескрываемым удовольствием и творческим азартом, который был очень сродни охотничьему, его бросились снимать несколько десятков аккредитованных тележурналистов, профессиональных фотографов и просто любителей.
«Ровняжка» и традиционная стременная чарка на серебряном подносе, охотничий привал и стремительные полевые скачки – журналистам удалось собрать богатые трофеи. Сами же охотники в этот раз остались без добычи. Впрочем, они на неё и не особо рассчитывали. Всё-таки это была реконструкция, игра, двухчасовой спектакль.
А вот настоящие псовые охоты, которые начинаются с первыми лучами солнца, заканчиваются в сумерках и проводятся с соблюдением всех строгих правил, крайне редко, по словам руководителя базы «Аванпост» Евгения Матузова, проходят впустую. Как ни удивительно это звучит, но в подмосковных полях зверь есть. И собаки на каждой охоте поднимают как минимум по паре лис и тройке зайцев. Но! Внимание, защитники животных! Даже эти погони крайне редко доводятся участниками, так сказать, до логического конца – под занавес мероприятия и охотники, и даже собаки, по заверениям их владельцев, с удовольствием позволяют зверю скрыться в лесу.
Что же влечёт людей на охоту, если им не нужны охотничьи трофеи? Кого-то наверняка гонит сюда городская суета, стремление провести хотя бы день без смога, телефонов и компьютера. Кого-то, вероятно, – нереализованная тяга к лицедейству, актёрскому перевоплощению. Кому-то хочется романтических впечатлений или просто съедает скука. А у кого-то, возможно, всё серьёзнее. Их зовёт голос предков, не даёт покоя генетическая память…
Ролевой туризм, возникший сравнительно недавно, в конце прошлого века, сейчас заметно набирает популярность. В том числе среди молодёжи, что не может не радовать уже хотя бы потому, что это – не сидение с банкой пива у телевизора. Ну а если его приверженцы к тому же реконструируют не только фэнтези, но и реальные события, восстанавливают детали и обычаи, костюмы и манеры, изучают по ходу дела историю и антропологию, экономику и психологию, стратегию военных действий и искусство живописи, этикет и дипломатический протокол… У кого-то есть возражения?!
Конечно, надо быть реалистами: всё кончено, и возрождение старинных русских дворянских традиций, как бы нам того ни хотелось, сейчас уже, ясное дело, невозможно. Но знать о них и крепко держать это знание в своём интеллектуальном и эмоциональном багаже как образец, как эталон можно и нужно. Пусть сегодня они являются лишь развлечением, формой досуга (в конце концов для наших предков псовые охоты тоже не были способом добычи пропитания или пушнины), но согласитесь, такой досуг внутренне возвышает.
А для израненной гордости русского человека это сегодня особенно необходимо.