Спектакль актёрского факультета выпускного курса ВГИКа по пьесе Михаила Булгакова стал событием московской сцены.
Нельзя оставаться равнодушным во время просмотра этого спектакля, сыгранного молодыми артистами (мастерская народного артиста России Александра Михайлова). Не самая известная из пьес Булгакова прославилась феерической постановкой в 1926 году в Театре Вахтангова режиссёром Алексеем Поповым, пользовалась огромным успехом у москвичей до 1929 года, когда Главреперткомом была снята из репертуара. Кроме того, герой «Зойки» Аметистов был предшественником Остапа Бендера, и добавим – более ярким, эпигон впоследствии благодаря раскрутке романов Ильфа и Петрова стал более знаменитым, чем «запрещённый первоисточник», и это несправедливо.
Теперь о спектакле, который в ноябре этого года получил приз театрального конкурса 31-го Международного фестиваля ВГИКа (председатель жюри – Лариса Удовиченко). Поразила способность совсем ещё молодых людей глубоко проникнуть в характеры героев совсем другого времени, но сделать это в высшей степени современно. Выдающийся русский актёр Александр Михайлов воспитал превосходный сценический коллектив.
Итак, Москва 20-х, у многих уцелевших «бывших» раскалённая ностальгия по старому, Садовая с её обитателями, притон, морфий – разгар НЭПа… В решении спектакля режиссёром-педагогом, заслуженным артистом России Александром Фёдоровым порадовал высочайший КПД использования сценического пространства, антуража и реквизита: прекрасно придуман шкаф, он же постель (причём вертикальная!), простые передвижные ширмы при минимуме других предметов, абсолютно достаточных для создания атмосферы эпохи. Замечательно, что спектакль идёт в костюмах того времени, что сейчас редкость. Слава богу, нет никаких унижающих отсебятин из разряда «пипл хавает». Напротив – нельзя не восхититься бережным отношением режиссёра к булгаковскому тексту. Всё это – интеллигентность (в переводе с латыни слово «интеллигентный» означает «разумный», «понимающий») и присутствие этого уже почти музейно-декоративного качества – по нашим временам дорогой подарок.
«Зойкина квартира» в такой постановке относится к русскому, то есть целомудренному, театру. В нём всё в осмысленной актёрами образности, основанной на великолепной булгаковской речи. Несмотря на яркую эксцентричность спектакля, его мощную динамику, ни разу не было съедено ни одно слово. Эротика не переходит граней вкуса, и нет, конечно, того бесстыдства, которого, к сожалению, много на столичной сцене. Вообще удивительно, что в спектакле, где показаны сплошной порок и разврат, нигде не возникает чувства гадливости – он светел и ярок.
Каждый актёр запоминается, а не только главные герои – режиссёр Фёдоров всем даёт возможность раскрыться в максимальной степени. Очень хорошо, что появляются лирические ноты у Аллы Вадимовны (Вероника Иващенко), удивительно, как из обоих китайцев Алексей Новиков и Даниил Певцов создают сценические образы с превосходными юмористическими и зловещими подтекстами. Яркими получились у Владимира Лысенко и Евгения Капустина на первый взгляд по пьесе второстепенные Роббер и Поэт. Необыкновенно хороши живая, острохарактерная, резвая Манюшка в исполнении Дианы Нурмухамметовой с её стремительными эмоциональными переходами (приз за лучшую женскую роль), Родион Толоконников, энергично и умно перевоплотившийся в Аллилуйю. На правах восторженного зрителя хочется сказать о сценах, сыгранных, не побоюсь этого слова, великолепно: это дуэт мадам Ивановой (Нино Нинидзе) и Мёртвого Тела Ивана Васильевича (Григорий Кокоткин), диалог Обольянинова с Аметистовым за коньяком, сцена Закройщицы (Оксана Попова) с Аметистовым. Точен и красочен в действии ансамбль Агаты Муцениеце, Веры Баханковой, Владиславы Артюхи (Безответственные дамы), свежи актёрскими штрихами Гусь-Ремонтный (Дмитрий Опаричев), Лизанька (Анастасия Шаповал), Мымра (Валерия Минина), очень ответственная дама Агнесса Ферапонтовна (Любовь Баханкова), Курильщик (Алексей Новиков).
Что касается исполнителей главных ролей, то это блистательный букет молодых дарований, талант которых расцветает на классике. Артём Алексеев (Аметистов) совершенно закономерно получил приз фестиваля за лучшую мужскую роль. Дмитрий Калязин (Обольянинов) – приз фонда Т.А. Макаровой и С.А. Герасимова, и, наконец, Екатерина Пасюкова в роли Зои Пельц – звезда спектакля. Хорошо, что она не переигрывает, не ушла в бандершу, атаманшу, строит роль не на внешней эксцентрике, а на подтекстах – с одной стороны, существо глубоко циничное, с другой – в её тоске по любви проявляются трагические краски, что необыкновенно обогащает образ.
Великолепный актёрский ансамбль! Дай бог ему не распасться, развиваться в профессии, создать, быть может, свой собственный театр – молодые актёры к этому вполне готовы. Главное – не разменять себя в разменное наше время.