Бог и Отечество. – Луганск, 2008. – 52 с.
«Я не научный работник и не специалист в этой области. Я лишь стремлюсь изложить в доступной форме уже существующие знания из истории нашего народа и сформировать выводы, имеющие непосредственное отношение к судьбе украинской нации», – пишет автор в аннотации к брошюре «Познание нации». Излагая различные, часто противоречащие одна другой теории о происхождении Древней Руси, приводя суждения историков о перемещениях, походах и войнах скифов, антов, аланов, славян, русичей, русов, гуннов, варягов и пр., он с достойной скромностью воздерживается от утверждений: эта точка зрения верна, а эта нет. И тем самым подаёт пример рецензенту, также не специалисту в древней истории. Позволю себе лишь одно замечание: историки не раз «опровергали» знаменитые строки Александра Блока: «Да, скифы мы, да, азиаты мы, / С раскосыми и жадными очами». Учёные говорят, что скифы не были ни «раскосыми», ни азиатами. Но вывод из древней истории Восточно-Европейской равнины Николай Песоцкий делает чёткий: мы, современные украинцы, белорусы, русские – люди одного корня, это заложено в нашем менталитете, и с этим ничего нельзя поделать.
Острее воспринимается читателем вторая часть «Познания нации», в которой говорится о более близких временах и о современности. Здесь много горьких страниц, посвящённых вековым попыткам Запада разъединить нас. Это и польско-литовская оккупация, и наглое давление США, и неослабевающий напор Ватикана, и антинациональная политика коммунистического режима. Николай Песоцкий приводит ужасающие данные о разорении Украины при «демократической» власти. Автор считает, что она была антинациональна по отношению и к украинцам, и к русским. По данным учёных-экономистов, «перестройка» принесла экономике нашей страны вдвое больше ущерба, чем гитлеровское нашествие.
Большое внимание автор уделяет терминам, начиная с названия своего государства – Украина. Жаль, не вспомнил великую провокацию Луначарского, который под предлогом «борьбы с шовинизмом» добился устранения из оборота термина «великоросс».
«Русские, украинцы и белорусы объединены своей общей историей, происхождением и длительным проживанием по соседству. Всех нас, русичей, должна сплотить национальная гордость – принадлежность к большой общей культуре, общей для нас Православной вере и церкви», – завершает одну из своих книг Николай Песоцкий.
В «Познании нации» и в брошюре «Бог и Отечество» подробно изложены взгляды Николая Песоцкого на конфессиональную ситуацию в современной Украине. Он рассказывает о попытках властей создать из раскольнических объединений некую единую автокефальную Поместную церковь, игнорируя тот факт, что подавляющее большинство православных христиан Украины уже объединены в Украинскую Православную Церковь, самостоятельную, но находящуюся в каноническом единстве с Русской Православной Церковью. Эти попытки, по мысли автора, носят откровенно политический характер и проводятся в жизнь силовыми методами вплоть до использования бендеровских боевиков. Николай Песоцкий приводит слова одесского архиепископа Агафангела: «У правительства своя история, у Церкви своя». И – откровенное признание главы раскольников Филарета (Денисенко) в том, что без государства вопрос о создании единой Поместной церкви (противопоставленной воле большинства православных христиан) «вообще не может быть решён».
Но, несмотря на страшный террор, православных не удалось обмануть и вместо подлинной Церкви подсунуть «фальшивую».