Бывает, что какое-нибудь хорошо всем знакомое свинство назовут иностранным словом, и явление сразу начинает выглядеть как бы цивилизованно. Печально известный «убийца» превращается в киношного «киллера», обвал денежных обязательств становится изящным «дефолтом», аварийное отключение электроэнергии кажется вроде бы не столь аварийным, когда его поименуют «блэкаутом». Такая же история и с «коррупцией» (лат. corrumpere – «растлевать»), от века именовавшейся на Руси мздоимством, лихоимством, взяточничеством, вымогательством, мошенничеством, воровством, злоупотреблением служебным положением, растратой и просто грабежом. И не было б ничего нового, когда б речь шла о частностях. Ну, воруют, но вопрос в масштабах. Когда, как замечает Игорь Маймистов («ЛГ», № 5), объём воровской экономики составляет 64% ВВП, тогда особенно отчётливо понимаешь, что вор должен сидеть в тюрьме. Потому что если не мы его, то он – нас.
За коррупционные преступления, на мой взгляд, следует давать пожизненное заключение. С обязательной конфискацией имущества, нажитого преступным путём. Ведь ладно бы, если б коррупционеры, слившиеся в экстазе с властью, рубили только сук, на котором сидят сами, – но они рубят основы нашей общей жизни. Какие? Это дом, образование, лечение, безопасность, работа, культурные потребности. Статистика безлична, недаром говорят, что одна смерть – это смерть, а миллионы смертей – это статистика.
Все последние годы, когда требовались услуги сантехника, вызывая его, я получала одни и те же замечательные рекомендации: купить новое (смеситель, шланг и пр. – неважно, что они только что куплены, а течёт не смеситель или шланг, а в раковине, ванне, в местах швов) и установить самой. Меж тем мой ТСЖ из моих же денежек платит этой конторе по договору немалые суммы.
Спрашивается, зачем мне такие сантехники, если для любого мелкого ремонта я вынуждена обращаться в другие конторы и платить дополнительно? Это ли не то самое, что всегда называлось по-русски мздоимством?
С образованием и воспитанием всё тоже обстоит прекрасно. В вузах известна такса: за зачёт – одна сумма, за курсовую – другая, за диплом – третья, за кандидатскую и докторскую «под ключ» – четвёртая, всё по прейскуранту. Один мой знакомый, у него шесть классов образования, был прапорщиком, уволился из армии, пошёл в бизнес. Купил аттестат зрелости, потом – диплом, вот уже и повышение в должности, получает около десяти тысяч долларов в месяц. А мне, кандидату наук честной советской выделки, имеющей более 600 публикаций в России и за рубежом, на днях вот тоже предложили работёнку: писать «за кого-то» статьи, которые будут публиковаться по налаженной схеме, аж по 15 рублей за штуку. То есть 1% реальному исполнителю, а 99% – посреднику. Лихие ребята. Ну да зачем далеко ходить: в нашем самом главном университете платят зарплату аж в 15 тыщ рублей кандидату наук, и это хорошо ещё, прошлой осенью и по 6 тыщ платили.
Кино просто перешло на семейный подряд: нынче то и дело встречаешь в титрах одни и те же фамилии и сценариста, и режиссёра, и актрисы в заглавной роли, и исполнителей ролей второго плана, а где фамилия другая, все же знают, что жена, или тёща, или любовница, – ну как не порадеть родному человечку?
И с лечением, если заболел, тоже у нас всё в большом порядке. В районной поликлинике всегда очередь нескончаемая. Куда бежать? В платную клинику. Заплати всего несколько тысяч рубликов, тебе даже по электронной почте – какие продвинутые! – на следующий день ответят, что да, анализ выявил зловредного микроба, лечитесь по вчера назначенной ласковым доктором схеме совсем не дешёвыми, между прочим, лекарствами. Лечишься – не берёт. Просишь назвать имя зловредного микроба, чтоб самому разобраться, а тебе говорят: микроб найден, и точно зловредный, но определить его породу не представляется возможным, платите в кассу и нанесите следующий визит доброму врачу.
И с безопасностью у нас тоже дела обстоят славно.
В минувшем году президент подписал законы, так или иначе касающиеся милиции. Что потрясло до основания: теперь в милицию не будут брать имеющих судимость. Масса людей, которых я опросила, так же, как и я, были уверены в том, что такой порядок существует по умолчанию. А на самом деле до сих пор в милиции работали бывшие уголовники?!
Принят также кодекс чиновника, который будет иметь статус закона для «крапивного семени». Кодекс этот, среди прочего, запрещает чиновникам брать взятки. Почему-то казалось, что и это существует по умолчанию. Однако, как стало ясно только теперь, отдельные товарищи этого не знали, нынче вот просветились. Может быть, теперь будут приняты законы, по которым учителя будут обязаны учить, а врачи – лечить?
Как-то в Финляндии, посещая в первый раз дом состоятельного человека и осматривая его, удивилась пейзажу с бассейном: он был сух и занят каким-то старым мебельным барахлом. Что это, спросила я хозяина. Брат, объяснил он, тоже человек не бедный, по ошибке недоплатил немного налогов, и теперь всё его имущество описано, а сам он будет всю жизнь, хоть и на воле, отрабатывать долги государству и никогда больше не станет состоятельным, а мне вот он привёз немножко мебели, а то и её отберут. Не за коррупцию – по международному рейтингу страна Суоми одна из самых некоррумпированных стран в мире, – а только за недоплату налогов тут положены такие штрафы, чтоб другим неповадно было.
Картинка мне врезалась в память. И если такое наказание нашим взяточникам организовать невозможно по причинам наличия у них «запасных аэродромов» где-нибудь в Лондоне или на Багамах, где и детки их учатся, и недвижимость припасена, то уж пожизненные сроки с конфискацией неправедно нажитого – за покалеченные наши жизни, за подрыв основ государства – Россия может им устроить?
, преподаватель, кандидат философских наук
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Зверь из бездныБывает, что какое-нибудь хорошо всем знакомое свинство назовут иностранным словом, и явление сразу начинает выглядеть как бы цивилизованно. |
КОД ССЫЛКИ: |