Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 ноября 2025 г.
  4. № 45 (7009) (12.11.2025)
Библиосфера Культура

Звезда его музыки

15 ноября 2025

Дмитрий Лушин

Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко. Таривердиев. – М.: Молодая гвардия, 2025. – 239 с. – 3000 экз. 

Не секрет, что любая хорошо написанная биография – это в немалой степени картина эпохи (или её части), в которой проходит жизненный путь личности. А жизнеописание Микаэла Таривердиева – человека, в буквальном смысле слова переделавшего и усовершенствовавшего музыку как таковую, – в этом смысле не только история страны на фоне нескольких государственных и общественных сломов, но история человека в музыке и музыки в человеке. Одного без другого на страницах этой книги не существует. Главным образом поэтому и рекомендую к прочтению эту книгу, вышедшую в легендарной молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей». Личность, история, музыка, кино, литература – всё сплетено здесь в единое целое. 

В обоих смыслах тёплые тбилисские детство и юность 1930–1940 х. Практически полностью проведённое в учёбе последовавшее десятилетие – сначала в Ереванской консерватории, а затем в Институте имени Гнесиных в классе Арама Ильича Хачатуряна (настоящая сбывшаяся мечта!). Опьяняющая свобода оттепели, два величайших саундтрека 1970 х, подарившие автору поистине народную славу и всесоюзную любовь…

И что оказалось интереснее и поразительнее всего – человек, обладавший в том числе пропуском, позволявшим ему в буквальном смысле въехать на машине на Красную площадь (что он в единичном порядке в целях эксперимента и проделал), и пользовавшийся непререкаемым и очень редко кем достижимым авторитетом, всю свою творческую и человеческую жизнь оставался в парадоксальном отдалении от любых властных структур и государственного пафоса. Как так сложилось – на страницах книги! 

Краеугольным камнем и одной из жемчужин, безусловно, является рассказ о созданном Таривердиевым так называемом третьем направлении – выстраданном сплаве академической и развлекательной музыки – поистине уникальном синтезе не только в русском, но и в мировом искусстве. 

Вообще если говорить о том, как написано, то здесь тоже не обошлось без некоторого парадокса или, во всяком случае, контраста. Этот биографический текст о выдающемся композиторе то несётся, подобно приключенческому роману, то замирает в задумчивом созерцании. А большие куски некоторых глав вообще являют собой почти исторические справки. Заря кинематографа («волшебный фонарь» и прочие явления), сформировавшиеся ещё в Средневековье законы взаимоотношения «мастер – ученик», а также ставшая открытием увлекательнейшая история органной музыки в общественной и религиозной жизни России на протяжении нескольких столетий – вот что станет приятным бонусом для каждого, открывшего эту книгу. 

Большая моральная и художественная ответственность, взятая на себя Таривердиевым, – рассказать в музыке о боли целого поколения – нашла воплощение в симфонии для органа «Чернобыль». Это был 1987 год, и о таком нельзя было соврать даже в бессловесной форме искусства. И его услышали, а главное – поняли. 

Со страниц на нас смотрит непоколебимый и вечный колосс, одной ногой стоящий в области величайшей киномузыки русского экрана, а другой – в бесконечном море барокко, романтизма и авангарда. Великий, но бесконечно скромный и даривший всем окружавшим его не поддающуюся словесному выражению нежность, источающуюся из его добрых глаз и неотразимой улыбки. 

Незваный московский гость Женя Лукашин… Разведчик Максим Исаев, способный молчанием сказать больше любых ораторов… Иоганн Себастьян Бах, подобно бесконечному музыкальному космосу, разлившемуся в душе простого армянского мальчика и благословившего его на то, чтобы говорить непреложную человеческую правду и очищать этой правдой наши души… 

Всё это и неисчислимо больше – это и есть негаснущая по сей день звезда по имени Микаэл Леонович Таривердиев. 

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «ЛГ» поздравляет Игоря Серкова с 75-летием!

    15.11.2025
  • Творческий эксперимент в рамках традиций

    14.11.2025
  • Очарование «Обломова»

    14.11.2025
  • «Парафраз на тему Леграна»: судьбы творческой интеллигенции 80-х

    13.11.2025
  • Тень, знай своё место!

    13.11.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS