Как я растерял свой патриотизм
Представьте себе, я был несказанно рад, когда наша футбольная сборная проиграла испанцам. А как мне было не стать антипатриотом?
Когда был матч со шведами, я «вытаскивал» бабушку 76 лет с альвеолярным отёком лёгких. Накачали её мочегонными, антиаритмическими, сделали морфин, а она как рыба, вытащенная из воды, только воздух ртом ловит, хрипит и глаза закатывает. Полтора часа с ней провозились, пока можно стало её транспортировать в больницу. А когда ТВ и радиоэфир, захлёбываясь от восторга, восхваляли игру россиян с голландцами, мы тащили на носилках с капельницей дачника с инфарктом.
В зоне работы нашей «скорой» более 100 дачных поселений. Летом, когда граждане, соскучившиеся по чистому воздуху и пению пичужек, перемещаются на свои подмосковные фазенды, нагрузка возрастает вдвое. В посёлках теперь и палатки с горячительным и съестным, и даже лекарственные ларьки. И, разумеется, у каждого дачника сотовый телефон для бесплатного вызова службы спасения. Только служба спасения не приедет. Она звонит нам на «скорую» и сообщает, что на дачном участке «Лесные дали» кому-то плохо.
Дальше этих «далей» подчас только калмыцкие степи. Подъездные дороги отвратительные, освещение в хибарках в лучшем случае в одну 40-ваттную «лампочку Ильича», и, разумеется, нести больного некому. Часто такие вызовы вообще являются «ложняком». На месте обнаруживается просто перебравший организм, который мирно посапывает, пуская хмельные слюни. Ему не плохо. Ему гораздо лучше нас, медиков бригады «скорой», протрясшихся ночью в автомобиле к чёрту на куличках, чтобы осмотреть пьяного мужика и услышать нецензурщину в свой адрес.
Так откуда, спрошу я ещё раз, при таком раскладе ему появиться-то, патриотизму? Когда под конец смены язык еле ворочается, а ноги заплетаются от усталости? Когда зарплата меньше столичной в два с половиной раза при той же нагрузке? Когда бригада «скорой» должна состоять из 5 человек, включая водителя, а работают в лучшем случае трое? Когда носилки с больными таскают по этажам люди предпенсионного и пенсионного возраста, а молодёжи в здравоохранении как не было, так и нет?
Разве появится патриотизм, когда слышишь, что вот футболисты за вклад в дело «сплочения нации» заслужили похвалу от самого президента, получили грамоты от Думы и премиальные такие, которые врач не заработает за всю свою жизнь? Вот передо мной газета, а в ней фотография, на которой запечатлён момент вручения футболисту автомобиля в 70 тыс. у.е. А теперь представьте себе на месте футболиста хирурга. Не можете? Правильно. Хирургу автомобиль не подарят. Ведь звёзды бывают только спортивные, эстрадные или киношные. Про звёзд хирургии или, к примеру, педиатрии что-то никогда слышать не доводилось.
Собственно, все эти разговоры в пользу бедных не новы. Ещё Диоген, сидя в своей бочке, риторически вопрошал: «Как это так! Разве правильно, что за мраморную статую платят три тысячи монет, а за жизненно необходимую меру ячменя – две?» Уже в далёком прошлом, те, кто развлекал публику, тешил её глаза и уши, жили лучше, чем те, кто спасал человеческие жизни. И если раньше толпа требовала «хлеба и зрелищ», то теперь жаждет одних только зрелищ. И побольше. Одни игрища плавно перетекают в другие. Публика рукоплещет. Пресса в перманентном экстазе муссирует гонорары тех, кто выдаёт на-гора суперзрелища. И мало кто задумывается о том, где же истинные ценности, на чьих плечах в действительности лежит благополучие общества.
Впрочем, некоторые всё же задумываются. Так, в недавнем интервью на вопрос о тяжёлом труде артиста сэр Энтони Хопкинс ответил: «Операция на мозге – вот труд. Актёрство – это развлечение. Никто не имеет права задирать нос из-за того, что якобы делает великое искусство». Анджелина Джоли, презентуя 300 тысяч долларов больнице, где она рожала, хотя бы пытается отдать дань уважения тем людям, которые, собственно, и позволяют ей быть элитой. В России ничего подобного не услышишь и не увидишь. Все, кто учит, лечит, для нашего бомонда не более чем обслуга. Мало отличимая от официантов или банщиков. И именно поэтому нашему российскому распрекрасному рыночному обществу, в котором «средний класс» – это чиновничество, бизнесмены и бомонд, а интеллигенция, врачи и учителя – лишь «сфера обслуживания», никогда не стать здоровым.
Философ В. Розанов рассуждал в прошлом веке о «развлечениях»: «Мы так избалованы книгами, нет – так завалены книгами, что даже не помним полководцев... Нужна вовсе не «великая литература», а великая, прекрасная и полезная жизнь. А литература может быть и «кой-какая» – «на задворках».
Перефразируя слова философа, я вслед за ним готов неустанно повторять, что пусть и футбол, и кино с эстрадой будут у нас «кой-какие». Пусть не будет у нас сотен томов книг Донцовой, Марининой и Устиновой. Пусть «на задворках» у нас окажутся бесконечные мыльные оперы и сериалы. Но пусть будет «прекрасная и полезная жизнь» с нормальным здравоохранением и образованием. Пусть истинные ценности, такие как выращивание детей и хлеба, займут в обществе своё достойное, главенствующее место. Лишь только в этом случае и возможно будет быть патриотом и гордиться своей страной. А пока на обложках газет и журналов, на ТВ и радио у нас бесконечно тусуются «звёздные» развлекальщики – эта на самом деле антиэлита, – я остаюсь антипатриотом.
, врач «Скорой помощи», КУРОВСКОЕ