В Москве – в разгаре лето, время отпусков, чартерных рейсов за границу, забитых до отказа взрослыми и детьми, киноэкспедиций актёрского братства, с лёгкой душой покидающих свои «террариумы», поскольку в августе ни один из столичных театров не работает. И всё-таки хотелось бы понять – чем сердце успокоилось в прошедшем сезоне и какие спектакли запомнились надолго.
Итак, музы взяли тайм-аут. Надо же передохнуть, набраться сил для головокружительного броска в обещанную реформу. А пока она дозревает до молочно-восковой спелости и статус репертуарных театров за счёт государственных дотаций премьер-министр не отменял, неплохо было бы проанализировать способы выживания трупп, их «любовные» отношения с худруками и насколько изменилась психология режиссёров и актёров, почувствовавших власть денег и свободу выбора.
Думаю, в Министерстве культуры и Московском комитете по культуре, куда назначили свежеиспечённых революционеров перестройки, облегчённо вздохнули. Как-никак им не пришлось усмирять взбунтовавшихся артистов, требующих если не гильотины, то отставки своих лидеров, как это произошло в предыдущем сезоне в Маяковке, на Таганке, в Театре Станиславского. Стихийное восстание бескомпромиссных лицедеев с заявлениями в прессе и на телевидении быстренько свели к нулю и дали им то, что они требовали, не считаясь с прежними заслугами «инженеров человеческих душ», ибо раздувать тлеющий костёр было опасно, да и инициативе снизу время пока не пришло. Правда, в прошедшем сезоне произошло непредвиденное событие, о чём и подумать никто не мог: многолетний худрук Ермоловского театра, народный артист СССР Владимир Андреев добровольно передал бразды правления кинозвезде Олегу Меньшикову, оставив себе роль почётного наблюдателя и играющего артиста. Вот это поступок!
И всё-таки вам, наверное, интересно узнать, что произошло с поверженными худруками? Ничего особенного, они не спились и навсегда за границу не уехали. Основатель Театра на Таганке 95-летний Юрий Любимов реализовал у вахтанговцев свою давнишнюю мечту – «Бесов» Достоевского, доказав тем самым, что рано его списали с корабля современности, а ставший у руля Валерий Золотухин пригласил на постановки довольно известных режиссёров, в том числе Кшиштофа Зануссю. Всё, казалось бы, обещало успех, да вот беда – у варягов не щемило сердце за театр, они лишь грамотно разводили мизансцены, отрабатывая высокие гонорары, но этого было недостаточно для долгожданной победы. И как Золотухин из кожи не лез, изображая умирающего короля в пьесе Ионеско, всё равно не мог сыграть за всех партнёров, ибо они привыкли, чтобы Любимов водил их за ручку.
Питерский протеже режиссёр и актёр Александр Галибин, в основном известный как герой-любовник, решив, что насильно не будешь мил станиславцам (не путайте со сталинцами), оставил Валерию Беляковичу растревоженный улей последователей системы Константина Сергеевича и переключился на кино. Благо спрос на него у кинематографистов велик, да и гонорары не сравнить. (Скоро вы увидите на одном из каналов ТВ многосерийный фильм «Грибной царь» по повести Юрия Полякова, где в роли героя нашего времени выступает Александр Галибин.) Ну а пробивной Валерий Белякович, с его энергией на две электростанции, не нашёл ничего лучшего, как снять постановки поверженного худрука и перенести три собственных спектакля из театра на Юго-Западе в новой редакции на Тверскую. Хочется пожелать ему удачи на столь бойком месте, ибо вкрапление «своих» в «святую святых» мастеров замшелого реализма мало что даст, если не будет выработана убойная стратегия.
Миндаугас Карбаускис не посмел в академической Маяковке снять творения опального Сергея Арцибашева, благополучно вернувшегося в родную стихию «У Покровских ворот» и выпустившего недавно в Театре сатиры премьеру. Оно и понятно, тогда нечего было бы играть. Тем не менее желание «не навреди» сыграло с Карбаускисом злую шутку и поставило под удар его «Таланты и поклонники», поскольку он доверился артистам, знающим, как надо трактовать Островского. Возникшая ситуация «лебедя, рака и щуки» уничтожила интересный режиссёрский замысел, и спасти «консенсус» не смогли ни приглашённая Ирина Пегова, ни Михаил Филиппов, ни Игорь Костолевский, ни Светлана Немоляева, хотя она играет лучше всех. Зато прима этого театра Евгения Симонова блистает на сцене «Современника» в спектакле «Враги. История любви» и в «Пяти вечерах» Володина.
Одним словом, театры покупают, как в футболе, профессионалов высокой пробы, не считаясь с их постоянной пропиской, оставляя значительной части труппы крохи в виде эпизодов и массовых сцены, а также мест на запасных скамейках. Таким образом, они разрушают собственный фундамент, который заключается в крепком актёрском ансамбле и патриотическом геноме. Запущенная с чёрного хода презираемая антреприза, нацеленная на громкие имена, уже расправила здесь свои крылья и скоро сметёт с лица земли коммерчески невыгодные государственные театры. Не знаю, как кому, а мне грустно наблюдать за манипуляциями председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, призывающего сотоварищей срочно выработать свой план театральной реформы, иначе за них это сделают другие, далёкие от искусства люди, но близкие к трону. И что же? Несмотря на грозящую опасность, друзья по несчастью не хотят браться за руки, предпочитая спасаться по одиночке. Тот же Александр Калягин, юбилей которого отметили в этом году, наградив его вторым «Знаком Почёта», уговорил грузинского диссидента Роберта Стуруа, преследуемого Саакашвили, стать главным режиссёром Et Cetera, надеясь, что талантливый мастер откроет новые перспективы для движения вперёд.
К сожалению, в Москве не так уж много дальновидных организаторов театрального процесса, отвечающих на вызов времени. Все они наперечёт. И этот мини-список, по-моему, возглавляют Пётр Фоменко со своей Мастерской и Марк Захаров с Ленкомом, где постоянно действует лаборатория по выращиванию собственных талантов. Заметьте, здесь выступают только «свои», и премьеры не выходят каждый месяц, как с конвейера. Спектакли репетируются долго, чуть ли не полгода. Взять хотя бы «Театральный роман» Михаила Булгакова в постановке Петра Фоменко и актёра Кирилла Пирогова, появившийся на свет в страшных мучениях. Но переношенный «ребёнок» оказался чудом театральной природы и, пожалуй, самым желанным для публики и прессы в прошедшем сезоне.
И Пётр Фоменко, и Марк Захаров, и Галина Волчек, продолжающая держать «Современник» на плаву, прекрасно понимают, что если не будут заниматься сменой актёрских поколений, то никакие гранты не помогут им делать качественные спектакли. Чего и в мыслях нет ни у кино, ни у антреприз, живущих на готовеньком актёрском материале. Казалось бы, прекрасно сохранившаяся 50-летняя Александра Захарова могла ещё долго играть молодых героинь, но Марк Захаров даёт ей роль матери в «Пер Гюнте», хотя её сын в исполнении новой звезды Антона Шагина годится ей для дружеских забав.
Помните, какой переполох произошёл, когда Елена Яковлева уходила из «Современника». Многим тогда казалось, что театр никогда не оправится после такой потери. Конечно, для Галины Волчек это был сильный удар, но за 40 лет на посту худрука она научилась держать и не такие удары и быстренько нашла замену Яковлевой в лице Алёны Бабенко, которая постепенно превращается в большую актрису. Может быть, так совпало, не знаю, но последние премьеры театра на Чистых Прудах: «Осенняя соната», «Анархия», «Время женщин», «Скрытая перспектива» вывели этот коллектив в лидеры сезона, составив конкуренцию вахтанговцам, где литовский режиссёр настолько зажал артистов, что поначалу они трепыхались, даже писали жалобные письма в Министерство культуры, а потом, когда подвели баланс, где доходы превышали расходы, – поняли: «служенье муз не терпит суеты». Это всегда хорошо понимали старые мастера. Особенно в Малом театре, где недавно отметили 99-летие Татьяны Еремеевой, на несколько десятилетий пережившей своего мужа Игоря Ильинского.
Раньше императорский театр и МХАТ часто сталкивали, спорили, кто из них первый. Нынешний худрук Малого театра Юрий Соломин, побывавший на посту министра культуры, уверен: всем места хватит и не стоит толкаться, прежде всего надо дело делать и не опускать художественную планку в угоду быстропроходящей моде. Поэтому ему ближе МХАТ Татьяны Дорониной, взявшей под своё крыло отверженных Олегом Ефремовым актёров при разделе коллектива. К сожалению, её театр, сохранивший звание академического, редко посещают критики и о нём мало пишут, хотя здесь существует и стабильная труппа, и русская классика на первом месте. Зато журналисты стремглав бегут на каждую премьеру в Камергерский переулок, потому что там выступают звёзды, собранные Олегом Табаковым, как редкая коллекция бабочек у Владимира Набокова. Не хочу никого обижать, но слово «бабочка» пришло на ум в связи с тем, что большинство знаменитостей чеховского МХТ постоянно порхают между историческими подмостками и съёмочными площадками или улетают на собственные «поляны». Как это сделал Евгений Миронов, испытывающий большие психологические перегрузки, связанные с международными проектами, гастролями, кино и Театром Наций, который помог ему достроить и открыть в прошедшем сезоне Михаил Прохоров.
Что ни говори, а каждый представитель Мельпомены нацелен на успех, такая уж профессия. Только вот пути в его достижении разные, и тут наши СМИ очень помогают новорождённым выскочкам, прививая им гипофис гения. В то время как истинные служители сцены, то есть остатки русской интеллигенции, по-прежнему считают, что быть знаменитым некрасиво. Эти люди никогда не договорятся, потому что ценности у них разные. Договорятся ли когда-нибудь между собой министры экономики и культуры по поводу субсидий для репертуарных театров, это никому не известно. Может, да, а может, и нет, или опять отложат в долгий ящик, ибо кто же захочет брать на себя такую ответственность, как сокращать количество репертуарных театров в России, а значит, увеличивать число безработных артистов, которые и сейчас-то не имеют никаких социальных гарантий.