Сергей Казначеев
Понятие «звезда» в современном информационном пространстве существенно дискредитировано. Главным образом, оно ассоциируется у нас с шоу-бизнесом и вызывает не самые благоприятные впечатления. Избалованность, склонность к скандалам, неуёмная жажда славы, дешёвые приемы для собственной реализации. Но, благодаря судьбе, существуют в нашем мире и иные звёзды. Например, на погонах доблестного офицерства, на груди героев Отечества.
Появление канала «Звезда» на небосклоне нашего телевидения многие восприняли с энтузиазмом. Находящийся под эгидой Министерства обороны государственный, патриотический, направляющий вектор своих интересов в пользу России! Кому из по-граждански мыслящих людей не понравится такая программа? И сотрудники новой эфирной площадки чётко следовали заявленному курсу. В сетке вещания стали появляться вынутые из запасников фильмы о Великой Отечественной войне. Музыкальные передачи, в частности серия «Музыка+», тоже были ориентированы на благо России. Как не вспомнить тут содержательную встречу с выдающимся гитаристом Виктором Зинчуком, где он не только проявил себя как музыкант-виртуоз, но и показал твёрдо обозначенные жизненные принципы.
Большой труд – выработать стратегию, подобрать сплочённый коллектив сотрудников, определиться с медийными лицами. С течением времени канал обрёл свою верную аудиторию, стал полноправным, обладающим оригинальными чертами вещательным порталом. У него узнаваемые интонации и стиль вещания. Очевидно, этому в немалой степени способствует то, что с 2013 года медиахолдингом руководит маститый тележурналист Алексей Пиманов.
Главную тенденцию «Звезды» обозначают общественно-политические ток-шоу, где прямым текстом выражается магистральная линия. И здесь среди ведущих передачи «Открытый эфир» заметно выделяются Алексей Гудошников и Николай Матвеев. Модераторами диалогов там выступают и другие интересные люди (о Надане Фридрихсон уже доводилось писать), но сегодня хочется обратить внимание на этот мужской тандем.
Но почему, собственно, тандем? Ведь обычно работающих в паре артистов или журналистов называют дуэтом. Но, как ни крути, а в дуэте обычно партнёры выступают в унисон. Более того, нередко случается, что один из участников старается выступить на передний план, оттесняя другого в тень. В нашем случае нельзя говорить, что кто-то из них пытается «перетянуть одеяло на себя». Оба модератора диалогов равноправны и удачно дополняют друг друга.
Может показаться, что ведущие разные и «работают на контрасте». Сосредоточенный, серьёзный Матвеев выглядит как старший товарищ, а моложавый, улыбчивый Гудошников вроде бы должен следовать за ним. Но всё это только видимость. Иногда кажется, что если, по желанию гоголевской Агафьи Тихоновны, взять матвеевскую бороду и приставить её к Гудошникову, то впечатление поменяется, но это тоже обманчиво, потому что разница в возрасте у них всего один год. Но телекамера и экран, как известно, подчёркивают то, что появляется в объективе.
Так что секрет успеха тележурналистов не в их различии, а в том, что они работают слаженно, дружно, на общее дело. Не могу вспомнить случая, когда один перебил бы другого, выразил резкое несогласие. Тандем есть тандем, он должен двигаться в одном направлении и на педали нажимать надо синхронно.
Ведущие «Открытого эфира» внимательно относятся к подбору участников телевизионных бесед. Как правило, это компетентные, квалифицированные эксперты. При этом многие из них не часто мелькают на других каналах, как говорится, не намозолили зрителям глаза. Особенно отрадно, что среди гостей студии иногда появляется вдумчивый аналитик Михаил Кильдяшов, постоянный участник конференций по творчеству поэта Юрия Кузнецова. То же самое можно сказать о присутствии за столом Алексея Анпилогова, Михаила Маркелова, Александра Садовникова и других специалистов. Их солидные речи придают разговору дополнительную глубину и обстоятельность. Видно, что они появляются в эфире не для самопиара, а чтобы усилиями совместного мозгового штурма приблизиться к грамотному пониманию положения дел на фронте, да и в тылу.
В студию программы гости обычно приходят не с пустыми руками. В начале обсуждения темы они демонстрируют подготовленный ими видеосюжет, который сразу вводит нас в суть поставленной проблемы. Таким образом, ведущим не требуется произносить утомительную устную подводку: динамичная картинка всегда выразительнее голосовых артикуляций.
Стоит обратить внимание и на «задник» студийного павильона – молодёжную аудиторию, напряжённо следящую за перипетиями дискуссий. В глазах их нередко читаешь ошеломлённость от услышанного. Но ведь одно дело смотреть на экран (а молодёжь часто бахвалится тем, что не смотрит телевизор), а совсем другое – присутствовать при живом, остром разговоре. Думается, для будущих репортёров трудно найти лучшую профессиональную школу.
Раньше участники программы во время эфира отходили в сторонку, чтобы налить себе чаю или кофе. Теперь это делается реже (вероятно, режиссёры дали операторам соответствующее указание), а жаль: этот маленький бытовой штрих придаёт строгим вечерним посиделкам нотку задушевности, которой порой так не хватает в наше тревожное время.
Впрочем, суть, конечно, не в этом. За плечами у каждого из участников тандема значительный стаж участия в различных медийных проектах, перечислять здесь их послужной список вряд ли имеет смысл. Для того чтобы попасть в зону первых кнопок государственного телеэфира, требуется пройти нелёгкий и кропотливый путь постижения секретов мастерства.
Важнее подчеркнуть, что сегодня траектория их движения строго ориентирована на путеводную «Звезду». А для достижения поставленной цели невозможно обойтись без хорошо слаженной работы.