9 октября Аукционный дом «Литфонд» проведет в Москве юбилейный аукцион, приуроченный к 10-летию своей деятельности. Каталог включает редкие издания, автографы, архивные материалы, произведения живописи и декоративно–прикладного искусства. Многие предметы ранее никогда не выставлялись на открытом рынке.
По словам генерального директора «Литфонда» Сергея Бурмистрова, юбилейные торги станут символическим подведением итогов и одновременно откроют новый этап в развитии Аукционного дома: «Десять лет назад мы начинали наш камерный проект для узкого круга коллекционеров. А сегодня «Литфонд» – это уже масштабная структура с огромной аудиторией, сотнями тысяч проданных лотов и целым списком рекордов на антикварном рынке».
Юбилейный каталог обещает стать одним из самых значимых в истории Аукционного дома. Среди лотов представлены прижизненные издания русских классиков, уникальные рукописи и автографы, а также живопись, графика и предметы декортавно-прикладного искусства безусловного музейного уровня. Общая оценочная стоимость юбилейных торгов – около 350 миллионов рублей. Ожидается, что торги в московском зале посетит порядка сотни гостей и втрое больше участников присоединятся онлайн. Кстати, в Санкт-Петербурге, где у «Литфонда» с 2022 года действует филиал, запланировано отдельное мероприятие, на 23 октября, которое тоже соберет несколько сотен коллекционеров.
На предстоящем московском аукционе вниманию гостей будет представлена богатейшая подборка произведений, охватывающих более четырех столетий истории – от редчайших изданий античных авторов до революционного русского авангарда и ключевых фигур отечественной живописи.
В частности, в каталоге заявлен «Парусник у берега моря» (1874 г.) Александра Боголюбова, чье имя прочно связано с академической традицией второй половины XIX века. Чистый, почти воздушный морской пейзаж органично перекликается с поздними романтическими настроениями того времени. Лидирующая ставка – 6 500 000 рублей.
Совсем иное ощущение дарит полотно Аристарха Лентулова «Море» (нач. 1930-х), где мощная цветовая энергия и геометрическая обобщенность форм отражают влияние кубофутуристической школы и экспериментального духа русского модернизма. На момент релиза ставка достигла 1 500 000 рублей.
Отдельно стоит отметить эскиз Виктора Васнецова, выполненный в 1886 году в технике акварели и графитного карандаша, предназначенный для меню торжественного обеда в честь георгиевских кавалеров. Редкий пример декоративной графики художника, этот лист соединяет в себе стилистические элементы позднеромантического символизма с практической задачей оформления праздничного документа. Лидирующая ставка – 1 700 000 рублей.
Работа Александра Васильевича Куприна «Бахчисарай. Река Чурук-Су» 1930-х годов олицетворяет поиски живописной лаконичности в пейзажной тематике. Как и всегда у Куприна, здесь сохраняется точность пластической массы и органичное цветовое звучание. Лидирующая ставка – 1 600 000 рублей.
Специально для юбилейного аукциона «Литфонда» подготовлен лот «Братский поцелуй» Дмитрия Врубеля (1990-2025 гг.) – произведение из собрания сына художника как дань времени и собственной истории. Работа поступает из собрания сына художника, сохраняя личный контекст и эмоциональный резонанс.
В декоративной части каталога заявлены предметы Императорского фарфорового завода. Например, изысканная ваза «Пойнтеры» (1909 г.), соединяющая натуралистическую роспись с благородством формы, и ваза «Березы у реки» (1913 г.), которую отличает утонченная подглазурная роспись, характерная для позднего модерна. Лидирующие ставки за фарфор – 750 000 и 950 000 рублей.
Скульптурную группу представляет образ Анны Ахматовой, созданный в конце 1920-х – начале 1930-х годов на Государственном фарфоровом заводе по модели легендарного мастера Натальи Данько (лидирующая ставка 480 000 рублей). Уникальная фигура балерины Галины Улановой в роли Жизели, созданная в 1963 году на ЛФЗ по модели Елены Янсон-Манизер и в росписи Веры Рукавишниковой (лидирующая ставка 700 000 рублей). Обе скульптуры не только отражают художественные идеалы своих эпох, но и несут в себе глубокое культурное послание.
Историко-художественную ось аукциона формируют лоты музейного уровня. Среди них – коллаж «Дирижабль, два самолета и корабль» Александра Родченко (1923 г.) с автографом его дочери Варвары, адресованным художнику Исааку Лившицу. Лидирующая ставка – 1 800 000 рублей.
Подлинный артефакт эпохи – редчайшее издание русского авангарда «Взорваль» Алексея Крученых (второе, дополненное издание, 1913 г.), оформленное художниками Малевичем, Розановой, Кульбиным, Гончаровой и Альтманом. Благодаря большому количеству добавленных листов и уникальному составу блока, конкретный экземпляр можно считать неповторимым. Примечательна и история его происхождения: из библиотеки Натальи Соколовой, племянницы Лидии Гинзбург и первой жены Константина Симонова. Лидирующая ставка – 700 000 рублей.
Среди книжных лотов внимание привлекают два выдающихся издания поэм Александра Пушкина: второе издание «Руслана и Людмилы» (1828 г.) в издательской гравированной обложке (лидирующая ставка 6 000 000 рублей) и первое полное издание «Евгений Онегин» (1833 г.), которое признано одним из центральных произведений русской литературы (лидирующая ставка 1 500 000 рублей). В числе литературных шедевров также заявлено редкое прижизненное издание «Униженных и оскорбленных» Федора Достоевского (1865 г.) по стартовой цене 1 400 000 рублей.
Лирическая сторона аукциона представлена первой книгой Марины Цветаевой «Вечерний альбом» (1910 г.), которая была издана за счет самой поэтессы и стала началом ее творческого пути, стартовая цена – 300 000 рублей. А детская книга «Примус» Осипа Мандельштама с иллюстрациями Мстислава Добужинского (1925 г.) выделяется не только художественной завершенностью, но и невероятной редкостью – это одна из самых желанных книг библиофилов. Начальная ставка – 900 000 рублей.
Особое место занимает «Советская азбука» Владимира Маяковского (1919 г.), представленная в раскрашенном варианте, часть тиража которого распространялась среди красноармейцев. Книга входит в золотой фонд полиграфической культуры России. Считается самой редкой и дорогой из русских азбук ХХ века. Экземпляр действительно музейного уровня! Стартовая цена шедевра – 5 000 000 рублей.
Следует отметить, что за прошедшие десять лет «Литфонд» существенно повлиял на российский рынок антиквариата. В частности, в 2016 году была зафиксирована сенсационная продажа поэмы Велимира Хлебникова «Ладомир» (Харьков, лето 1920 г.) за 18 000 000 рублей.
А в период с 2017 по 2020 годы Аукционный дом активно развивал нишу продаж автографов и рукописей, что сформировало спрос на мемориальные коллекции. В 2022 году особое внимание привлекли торги «Литфонда», посвященные личным вещам и архиву Эдуарда Лимонова – итоговая сумма продаж тогда превысила 10 000 000 рублей, что широко освещалось в СМИ.
В 2023 году первое издание «Евгений Онегин» Александра Пушкина (СПб., 1826 -1832 гг.) стало самой дорогой книгой, проданной в стране: антикварная книга ушла с молотка за 26 000 000 рублей. С 2024 года «Литфонд» активно расширяет присутствие в сфере живописи и предметов искусства, укрепляя свои позиции на арт-рынке.
За все время работы Аукционный дом не только повысил ценовую планку, но и сделал российский антикварный рынок более доступным. Переход к онлайн–формату и системе заочных ставок позволил участвовать в торгах коллекционерам из разных регионов и даже стран.
В списке заслуг именно «Литфонда» – привлечение внимания к архивным материалам, которые теперь считаются неотъемлемой частью аукционной культуры. При этом регулярность торгов, более 100 аукционов в год, сформировала устойчивую рыночную динамику и привычку к системным инвестициям в культурное наследие.
Сегодня «Литфонд» проводит крупнейшие торги редких книг, автографов, рукописей, архивов, плакатов, фотографий и произведений искусства. За свои 10 лет компания установила ряд рекордов и укрепила репутацию надежного партнера для музеев, библиотек, коллекционеров и меценатов. Так что можно смело утверждать, что юбилейный аукцион в Москве станет не просто торжественным событием, а значимой вехой в истории антикварного дела в России.