Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 27 августа 2021 г.
Искусство История

27 августа – День российского кино

В этот день в 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела в России.

27 августа 2021

27 августа отмечается День российского кино. В этот день в 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела в России, в котором, в частности, говорилось: «Вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность… передаётся на всей территории Р.С.Ф.С.Р. в ведение Народного Комиссариата по Просвещению». В 1980 году в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР появился «День советского кино». В 2001 году для праздника была выбрана отдельная дата – 27 августа.

История мирового кинематографа началась в XIX веке. «Впервые в истории искусств, впервые в истории культуры человек нашел способ непосредственно запечатлеть время», – процитировал знаменитого кинорежиссёра Андрея Тарковского искусствовед, философ Александр Казин в брошюре «О специфике киноискусства» (1978). «…На сеансе „синематографа Люмьера“, состоявшемся в Париже 28 декабря 1895 г., впервые была показана публике „машина для воспроизведения жизни“. Л. Люмьер соединил на экране фотографию и движение; так осуществился сам принцип кинематографического изображения», писал Казин в статье «Кинематографический образ и документ» (1985).

«…Затем кинематограф расходится в невероятном количестве экземпляров по всему миру… попав к нам в Россию…» – отметил историк кино Борис Лихачёв в подробном исследовании первых лет российского кинематографа «Кино в России. (1896–1926): материалы к истории русского кино» (1927).

Первый в России киносеанс состоялся 16 мая 1896 года в Петербурге в саду «Аквариум» на Каменностровском проспекте, где сейчас находятся здания киностудии «Ленфильм».

Сначала «русское кино пользовалось исключительно иностранным товаром», но уже 27 апреля 1906 года российский кинооператор Александр Ягельский произвёл документальную киносъёмку открытия в Санкт-Петербурге первого заседания Государственного совета и Государственной думы первого созыва. Этот уникальный кинодокумент можно посмотреть на портале Президентской библиотеки. Хронику, запечатлевшую вынос в Георгиевский зал Зимнего дворца императорских регалий, произнесение Николаем I тронной речи, молебен в зале заседаний, предваряет показ процесса восстановления оригинала ленты – сканирование, обработка, ретушь, анимация.

«…Осенью 1907 года появилось во всех газетах и журналах следующее объявление: ПЕРВОЕ В РОССИИ… СИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ АТЕЛЬЕ под ведением известного фотографа при Госуд. Думе А. О. ДРАНКОВА. Так появился на небе русского кинопроизводства первый кинооператор, фабрикант и владелец ателье А. О. Дранков», – говорится далее в исследовании Лихачёва.

Сначала российские киностудии выпускали только документальные фильмы и хроники исторических событий, зрители же хотели видеть художественные фильмы. Александр Дранков учёл это, и в газетах и журналах было напечатано объявление о выпуске им «первой русской исторической кинематографической картины „Стенька Разин“. Жизнь „Понизовой вольницы“».

«Начиналась новая эра. Рождалось собственное русское производство. 15 октября 1908 года „Стенька Разин“ был показан публике, – продолжает Лихачёв. – <…> …Наибольший интерес представляли безусловно картины русского производства. <…> Наибольшим спросом пользовались исторические картины и инсценировки литературных произведений, в особенности русских. Именно этим и объясняется большое количество инсценированных романов, поэм и драм…»

Президентская библиотека располагает редкими образцами российского художественного кинематографа тех лет, доступными на её портале. Это немые чёрно-белые ленты «Боярин Орша» (1909) и «Вадим» (1910) режиссёра Петра Чардынина и «Бэла» (1913) Андрея Громова, снятые по мотивам произведений Михаила Лермонтова.

Фильм «Боярин Орша» рассказывает о трагической любви дочери боярина и его приёмного сына и снят в стилистике того времени – наивный сюжет, картинные позы, эмоциональные театральные жесты. В основе сценария «Вадима» – история любви, ненависти и мести в двух семьях во времена Пугачёвского бунта. В восторженных рецензиях ленту называли творческим прорывом Чардынина, отмечая почти полное отсутствие декораций и съёмки на природе.

В этих фильмах роли боярина Орши и помещика Палицына исполнил сам Чардынин, учившийся у Владимира Немировича-Данченко и начинавший карьеру как актёр.

Первая режиссёрская работа Андрея Громова «Бэла» разыгрывается на фоне кавказской природы артистами петербургских и тифлисских театров. Громов в своём фильме снялся в роли Печорина. 

Кроме того, на портале Президентской библиотеки можно посмотреть художественный фильм «Долой немецкое иго» (1914) – политическую сатиру в манере киношаржа на Вильгельма II и патриотическую историю о подвиге сестры милосердия «Слава нам, смерть врагам» (1914), предоставленные библиотеке Госфильмофондом России.

Истории российского кинематографа в Президентской библиотеке посвящена обширная коллекция «К Году российского кино», куда вошло более 600 материалов, в том числе редкие документы начала прошлого века, теоретические исследования того же времени и современные, киноафиши и киноплакаты, отражающие различные стороны развития отечественной кинематографии.

Одним из важнейших направлений, которое ведёт Президентская библиотека, является создание собственных документальных фильмов, посвящённых истории России. Традиционным стало создание циклов картин по определённой тематике – об истории нашей страны с древнейших времен до сегодняшнего дня. Кинофильмы, снятые сотрудниками библиотеки, представлены на портале учреждения в разделе «Аудиовизуальные материалы» и в соответствии с расписанием трансляций регулярно транслируются в разделе «Интернет-вещание».

 

Тэги: ЛГ Online День российского кино
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Объявлено жюри «Гипертекста»

    20.11.2022
  • Писатели путешествуют

    15.11.2022
  • Вспоминая Святогора

    09.11.2022
  • «Жизнь такова, какова она есть, и больше – никакова!»

    04.11.2022
  • Великолепие Папанова

    31.10.2022
  • Романовы были русскими

    263 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Рефлексия начнется завтра

    226 голосов
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    206 голосов
  • «Сомнений в правоте России нет…»

    193 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS