20 ноября в 19:00 на Основной сцене Театра Моссовета – единственный московский показ спектакля «А. Т.» Коми-Пермяцкого национального драматического театра им. М. Горького (г. Кудымкар). Режиссер Сергей Тонышев. Событие пройдет в рамках конкурсной программы VII Фестиваля «Уроки режиссуры» Биеннале театрального искусства.
Жанр спектакля определен как «семейные встречи». По сюжету, молодой человек возвращается в то место, где когда-то был дом его родных. Еще недавно там бурлила жизнь, звучал детский смех, приходили гости. И казалось, что так будет всегда. Но прошлое рассыпалось. И теперь он по крупицам воскрешает невоскресимое. Чтобы понять, как жить в настоящем, ему нужно вернуться в прошедшее.
Текст складывается из произведений Арсения Тарковского – во многом, автобиографических. Для их густой образности, гипнотического ритма, для увесистых многоцветных слов режиссер находит особый театральный язык. В нем сочетаются прозрачная ясность, какая бывает в детских снах, и поэтическая крылатость. Спектакль Сергея Тонышева – светел и печален, исполнен нежности и красоты. А посвящен он, пожалуй, памяти – памяти как «собиранию личности».
Арсений Тарковский – выдающийся русский поэт, прозаик, переводчик XX века. Автор таких широко известных стихотворений как «Вот и лето прошло...», «Первые свидания», «С утра я тебя дожидался вчера» и др. Многие знают его также как отца режиссера Андрея Тарковского, снявшего к/ф «Зеркало», «Андрей Рублев», «Сталкер» и др. В спектакле «А. Т.» использованы, помимо прочего, рассказы Арсения Тарковского «Константинополь», «Марсианская обезьяна», «Солнечное затмение», «Чудеса летнего дня», «Братья Конопицыны», «Обмороженные руки», а также его письма к матери.
Режиссер Сергей Тонышев окончил режиссерский факультет ГИТИСа, мастерскую Сергея Женовача. Поставил спектакли в МХТ им. Чехова, РАМТе, Театре на Таганке, МТЮЗе и др.
О спектакле «А.Т.» Сергей Тонышев говорит так:
«Это, наверное, самый главный вопрос для молодого человека – как жить? Ты ищешь ответ в своих корнях, в истории своей семьи, пытаешься сформировать цели, найти путь, проходя который ты… да, совершаешь ошибки, но знаешь, что не одинок. Для меня, как режиссера, этот спектакль – соединение, преодоление некоего разрыва внутри семьи, будто линий электропередач или кровеносных сосудов. У Арсения Александровича проза, в большинстве своем, про его детство – волшебное, неутомимое. Но написана она уже в зрелом возрасте. Значит, есть место ностальгии, попытке вернуться туда, еще чуточку посмотреть детскими глазами на солнечное затмение, измазаться в копоти, сбежать в удивительное путешествие. Тут будет очень уместна цитата Гёте: "Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта"».