Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 16 июня 2020 г.

«Аида», «Дон Карлос» и COVID-19

О бриллиантах и загадках Международного музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» рассказывает Людмила ЛАВРОВА.

16 июня 2020

(Бриллианты и загадки Международного музыкального фестиваля «Звезды белых ночей»)


Как и все театры мира, Мариинский театр был вынужден прервать свой 237-й сезон из-за пандемии коронавируса. Перенесен на неопределенный срок и XXVIII Международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». В афише театра рядом с названием каждого спектакля стоит грустная пометка «Переносится». И вдруг – я даже подумала, что не заметила чего-то в Интернет-афише – 17 июня у объявленного спектакля – «оперы «Дон Карлос» Верди – пометки «Переносится» нет! 16 июня балет «Анна Каренина» переносится, с 18 июня вечер одноактных балетов переносится, а 17-го «Дон Карлос» должен пойти! Или это чудеса афиши, или чудеса Интернета, или тайны репертуарной политики художественного руководителя Мариинки Валерия Гергиева, или еще одно из семидесяти семи чудес света, но факт остается фактом, во всяком случае, на момент написания данной статьи – «Дон Карлос» коронавирусу не подвержен! Правда, и ссылки на продажу билетов нет, но какое искусство без тайны? А солистами в смелом «Дон Карлосе» объявлены Анна Нетребко и ее супруг Юсиф Эйвазов (помимо мариинских солистов). В общем, поживем – увидим.

А пока в трехмесячной тоске по живым, а не видео-спектаклям мне хочется вспомнить спектакль «Аида» Джузеппе Верди на исторической сцене Мариинского театра в постановке Алексея Степанюка со сценографией Петра Шильдкнехта (1892-1967), возобновленной Вячеславом Окуневым, он же художник по костюмам. Эта «Аида» – одна из последних мариинских оперных могикан – роскошный спектакль в традиционной постановке, причем, роскошно все: костюмы, декорации, реквизит, балетные сцены (балетмейстеры Игорь Бельский и Георгий Алексидзе).Она идет каждый месяц, и на нее всегда проданы все билеты независимо от состава исполнителей.

Впрочем, так и должно быть в театрах уровня Мариинского, который на заре своей туманной юности (вообще-то, конечно, не туманной, а блистательной) назывался императорским, а в советское время – академическим. Оба названия-титула говорили об уровне постановок в этом театре. Еще Федор Иванович Шаляпин в своей книге «Маска и душа» писал: «Императорские театры… несомненно имели своеобразное величие… Постановки опер и балета были грандиозны. Костюмы и декорации были делаемы так великолепно – особенно в Мариинском театре… Может быть, императорская опера и не могла похвастаться плеядами исключительных певиц и певцов в одну и ту же пору, но все же наши российские певцы и певицы насчитывали в своих рядах первоклассных представителей вокального искусства. То артистическое убожество, которое приходится иногда видеть в серьезных первоклассных европейских и американских театрах, на императорской сцене просто было немыслимо». Сейчас, к сожалению убожество не только мыслимо, но и широко распространено. Не избежали его и мариинские постановки.

Амнерис – Семенчук, Радамес –Эйвазов (Фото В.Барановского).jpgНо возвращаюсь к прекрасной «Аиде» Шильдкнехта-Степанюка. Созданная композитором в 1870-м году на либретто Антонио Гисланцони, «Аида» остается удивительно современной: война и мир, победители и побежденные, любовь и ненависть, предательство и самопожертвование – чем не черты нашего времени? В одном из спектаклей так внезапно прерванного сезона собрался поистине звездный состав: Аида – Анна Нетребко, Амнерис – Екатерина Семенчук, Радамес – Юсиф Эйвазов, Амонасро – Роман Бурденко. Острый любовный конфликт двух соперниц – плененной египтянами эфиопской царевны Аиды и дочери фараона Амнерис представлял собой контраст женственности покорной и женственности величественной, искренности и коварства (пусть отчасти вынужденного). Амнерис хотела завоевать любовь Радамеса любой ценой, Аида же любой ценой хотела сохранить свою любовь к Радамесу, даже если эта цена – смерть. В итоге она и жертвует собой – пробирается в склеп к приговоренному к смерти Радамесу, чтобы покинуть этот мир вместе с ним, что само по себе казалось ей счастьем.

А вот древние греки считали, что загробная жизнь не может быть счастливой. Согласно их религиозным представлениям, души умерших попадают в подземное царство бога Аида (бог подземного царства мертвых и название самого царства мертвых). Не отсюда ли имя главной героини оперы и вид избранной ею смерти (в подземелье храма)? Во владениях Аида нет солнечных лучей, там господствует мрак (в склепе, где погибают Аида и Радамес –тоже мрак). А река Ахерон, которая протекает в подземном царстве, становится границей мира живых и мира владений смерти. Может быть, «привлекая» реку Нил в свою оперу, Верди в подтексте имел в виду Ахерон? Ведь недаром же в третьем действии Аида на берегу Нила ждет Радамеса, чтобы проститься с ним навеки?

Аида в исполнении Анны Нетребко – это необъятная любовь, чувственность, эротизм. Безграничная нежность не только в тембре ее голоса, но и в характере образа. Ее голос обволакивает, влечет за собой. Когда Аида – Нетребко пела «Боги, сжальтесь над моими страданиями…», оркестр под управлением Валерия Гергиева играл на тончайшем пианиссимо, и возникло ощущение, что единственное, что сейчас звучит в мире, это голос Аиды, а боги, так же как и публика, слушают его, затаив дыхание. Америс (Екатерина Семенчук) мечется между любовью и ревностью, между искренностью и коварством, ее величественность египетской царевны сменяется в последнем акте крайней степенью отчаяния и потерянности: есть в мире вещи, и среди них любовь, которые невозможно купить. Амнерис осознала не только это: она поняла, насколько жизнь хрупка и невозвратна, и это осознание невозвратности Екатерина Семенчук передала на пределе возможного. Огромный диапазон чувств Семенчук выражала своим прекрасным меццо-сопрано, в котором нашлись краски для каждого состояния ее героини. Метался между двумя оперными царевнами Радамес (Юсиф Эйвазов), а такие метания, как в опере, так и в жизни, ничем хорошим не кончаются. Но, несмотря на психологическую и техническую трудности партии, Эйвазов не уступал обеим примадоннам, так что ансамбль получился отличный. Прекрасен был и хор, чья роль в «Аиде» очень значительна (хормейстер – Андрей Петренко). А оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева играл очень тонко, «демонстрируя» солистов и хор во всей их вокальной и художественной красе.


Людмила ЛАВРОВА


Фото предоставлено Пресс-службой Мариинского театра


Тэги: Спецформат Коронавирус COVID19 Мариинский театр Шаляпин Верди Аида
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • О бремени страстей форума «Липки»

    18.11.2022
  • Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

    17.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS