Среди выдающихся деятелей Советской эпохи Юрию Андропову принадлежит уникальное достижение – он единственный генсек, прорвавшийся на эту высшую в стране должность с поста руководителя госбезопасности.
Это была вторая попытка такого рода – первую предпринял всесильный и столь же талантливый Лаврентий Берия, возглавивший после смерти Сталина возрожденное министерство внутренних дел, куда вошла и госбезопасность – то есть это было второе издание НКВД. Фактически Берия становился одним из трех реальных лидеров в стране. Но такой расклад не устраивал военных и партийную верхушку – и спустя три месяца, 26 июня 1953 года, Берия был физически устранен. Андропов же, оказавшись не вершине власти, продержался чуть дольше – пятнадцать месяцев…
Став председателем КГБ при Совете Министров СССР 18 мая 1967 года, Юрий Владимирович сразу же столкнулся с серьезной дезорганизацией работы органов госбезопасности, произошедшей в хрущевский период. В кратчайшие сроки ему удалось провести кадровую реформу, поднять на новый уровень всю систему подготовки кадров и вывести из застоя чекистскую науку. Андропов восстановил и усовершенствовал борьбу с идеологической диверсией (Пятое управление), возродил созданную еще Судоплатовым разведку специального назначения (КУОС), создал группу антитеррора «Альфа», построил современные комплексы Высшей школы КГБ (ныне Академия ФСБ) на Мичуринском проспекте и внешней разведки (ныне СВР) в Ясенево.
27 апреля 1973 года Андропов был избран членом Политбюро ЦК КПСС. Постепенно для него вырисовывается масштаб коррупции, которой была поражена партийно-хозяйственная элита страны и особая роль, которую при этом играло МВД. По прямому распоряжению Андропова в 1975 году создаются первые оперативно-следственные бригады, ведущие разработку подпольных дельцов – «цеховиков», особенно на Северном Кавказе. Метастазы коррупции тянулись из всех без исключения южных республик в Москву. 12 ноября 1982 года Андропова избирают Генсеком, и вскоре начинается громкое дело Мосторга, по которому проходило более 15 тыс. человек. Одновременно разворачивается борьба с хлопковой мафией – на борьбу с ней в Узбекистан по распоряжению Юрия Владимировича направляется бригада из 200 лучших следователей страны. Штаб ее располагается в здании КГБ Узбекистана в Ташкенте. В результате масштабной зачистки лишились своих мест, были арестованы и привлечены к уголовной ответственности многие руководители партийных и хозяйственных органов, торговых объединений и промышленных предприятий страны. Снятый со своего поста министр внутренних дел Щелоков застрелился, схожая участь постигла главу Узбекистана Рашидова.
Официальные сообщения об арестах в среде торговой и партийной мафии, погрязших в роскоши и барстве высокопоставленных чиновников большинство населения страны встречало с одобрением. Уже в первом квартале 1983 года был достигнут прирост объема производства на 6%. За весь «андроповский» 1983 год прирост национального дохода составил 3,1%, а промышленное производство выросло на 4%, так что даже отлов на улицах Москвы праздношатающейся публики не вызывал особого отторжения.
За всем происходящим пристально следили и за океаном. ЦРУ постепенно нащупало слабое звено в системе социализма – им оказалась Польша, где всегда были сильны позиции католической церкви и укоренена русофобия. 16 октября 1978 года эмиссар Вашингтона поляк Бжезинский продавливает на папский престол поляка Войтылу. Председатель КГБ СССР Андропов сразу же информирует Политбюро, что решение Ватикана представляет реальную угрозу для всего Варшавского договора. Вскоре Иоанн Павел II посещает Польшу, призывая к гражданскому неповиновению, что приводит к созданию в 1980 году антикоммунистического профсоюза «Солидарность», численность которого быстро достигает 10 млн участников. В ночь с 12 на 13 декабря 1981 года в Польше вводится военное положение.
Одновременно ЦРУ разворачивает опасную активность у южных границ СССР. Еще летом 1979 года оно начинает операцию «Циклон» по финансированию оппозиции в Афганистане и подготовке исламских боевиков в соседнем Пакистане. Захвативший власть Амин теряет контроль над ситуацией и начинает искать сближения с Пакистаном, Китаем и странами Запада, что для СССР означало бы размещение вблизи его южных границ баз НАТО и ядерных ракет. Оценив риски, в ноябре 1979 года Андропов высказывается в пользу силовой акции, и 27 декабря 1979 года спецназ КГБ штурмом берет дворец Амина и еще ряд правительственных объектов в Кабуле, обеспечивая смену политического режима в стране и последующий ввод в Афганистан советских войск. Действия офицеров КГБ, которыми на месте руководили генералы Иванов и Дроздов, были настолько ошеломляющими, что 19 августа 1981 года по решению Андропова в составе Управления «С» (нелегальная разведка) ПГУ КГБ СССР была создана уже постоянная Группа специального назначения «Вымпел», предназначенная для проведения широкого спектра спецопераций за рубежом.
Необходимость такого тонкого инструмента была вызвана тем, что вокруг СССР непрерывно шло создание военных баз. 12 декабря 1979 года Совет НАТО принял «двойное решение», предусматривавшее размещение к 1983 году в Европе 572 ракет Pershing-2, имеющих подлетное время 6-8 минут, что давало США возможность нанести первый ядерный удар, поскольку ракеты средней и меньшей дальности не учитывались в существовавших на то время соглашениях об ограничении стратегических вооружений.
Вот в такой сложнейшей ситуации принял страну в 1982 году Юрий Андропов. Будучи одним из самых информированных людей в мире, Андропов лучше других понимал, что дело идет к войне – но, как когда-то Сталин, попытался сделать все, чтобы ее избежать. В своем окружении он находит человека, который мог бы вызвать доверие у западных политиков, убедить их пойти на смягчение курса. Им оказался Горбачев, который был моложе других и выгодно отличался «новым мышлением». Однако Андропов никогда не рассматривал Горбачева как своего преемника – об этом неоднократно заявлял Виктор Шарапов, остававшийся помощником Андропова и на посту председателя КГБ, и на посту Генсека...
Советский Союз рухнул, но русская цивилизация осталась. И прочный камень в ее основание заложил именно Юрий Андропов, человек высокой нравственности, по-своему аскетичный, всесторонне эрудированный, искренне преданный идеям социализма и своей Родине.
Андрей ВЕДЯЕВ, историк спецслужб