Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 13 июня 2019 г.

Байки из склепа, или «Новый дикий» народился?

Писатель, работавший в морге, обязательно напишет об этом. Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО о книге Артемия УЛЬЯНОВА.

13 июня 2019

Артемий Ульянов. Молоко за мертвых. Записки санитара морга. – М.: Аудиокнига, 2019.


Кроме бандитов и приватизации, пресловутые 90-е подарили нам новый, специфический жанр в литературе. В кино и театре он был освоен довольно быстро, найдя отправные точки не только в «живой» жизни, но и в далеком «романтическом» прошлом. И снова оказалось, что, словно в случае с футуризмом в поэзии или новой волной в музыке, эти самые веянья 90-х пронеслись по всему миру, четко зафиксировав свой след в книгах то ли «новых диких» в Италии (вроде Альдо Нове), то ли в жестких опусах Ирвина Уэлша и Дугласа Коупленда.

В случае с «Молоком за мертвых» Артемия Ульянова, начитанном в студии, между прочим, лидером калининградской группы «Plastik Drive» Сергеем Раевским, все несколько по-другому. В современной русской литературе вообще мало кто старается всерьез подражать зарубежным образцам – во-первых, кривая сюжета все равно выведет на родные просторы жанра, во-вторых, наркотики здесь не нужны, как говаривали в кино 90-х, поскольку сама жизнь здесь такая, что даст фору любой заморской, мягко говоря, рефлексии. Вот и в случае с романом Ульянова – и автор, и герой особо не озабочены тем, чтобы попасть в узкую колею «дикого» жанра. Например, автор, описавший опыт работы в морге. Для того, чтобы работать здесь санитаром, нужно образование 8 классов, У него же – намного выше, хоть и не самоцель. «Первый труп я вскрыл в 17 лет, работал в морге до 20-ти с небольшим, – сообщают нам. – Уже тогда точно знал, что если я когда-нибудь начну писать, то обязательно напишу про это. Потом перерыв в 15 лет – учеба, диплом пиарщика, офисы, карьера. И первая книга, написанная в стол. Офисная жизнь стала тяготить, душа просила «дауншифтинга». И я вернулся в морг».

Таким образом, налицо типичный случай производственного романа, который попал в тренд эпохи, когда все массово уходили с «нормальной» работы в поисках романтики и приключений, и лишь единицы делали на этом и карьеру и судьбу. В том числе, писательскую. Но здесь, конечно, что-то вроде «море зовет», поскольку специфика работы не предполагает особой романтики, кроме массы рабочего материала для письма. И сил, и времени, и сюжетов. Многие ли из упомянутых сталкеров, ушедших в народ и сторожа, могли вернуться в профессию, чтобы описать ужас и кошмар своего воскресения? Что каждый из нас делал в начале 90-х? Ну, понятно, к Белому дому ходили, потом водку пили в общаге Литинститута. А кто-то, между прочим, работал. «Сокращенный рабочий день. Очень удобно для писателя», – сообщает автор о преимуществах работы в морге.

И насчет воскресения. Все «новые дикие», о которых была речь, к прежней жизни, в основном, не вернулись, поскольку цель состояла в другом. Уйти, чтобы не вернуться – вот каков был лозунг того, кому не удалось даже «умереть молодым». То есть, для литературы был зафиксирован лишь короткий период растерянности и разочарования, разных по степени тяжести наркотиков и преступлений, эксперимент с жизнью и судьбой, подхваченный массовой культурой и растиражированный в музыке и кино. И только «русский след» в этих мятежных исканиях себя приводил не в тот же самый тупик, откуда любые начинания разлетались одноразовыми книжками в бумажных обложках, а ни много ни мало – к смычке с традицией.

И недаром «Молоко за мертвых» рассказывает о семи днях работы героя в морге одной из столичных клиник летом 1993 года – времени и сложного, и гротескного, и важного для всех видов искусства выживать. Семь суток, заканчивающихся воскресеньем – это не вполне, конечно, по христианским канонам, но и не всего лишь неделя в Царстве мертвых, как называет герой свое место работы. Скорее, это чистилище, процесс становление личности, школа жизни и прочие расхожие штампы из ассортимента официальной критики, да только случай здесь особый, и слова нужны под стать деяниям. Одеваниям, в рифму, и обмываниям, не пусканием до времени к телу обезумевших родственников и посторонних вроде пьяной рокерши, ломящейся ночью в морг «трупы посмотреть». Сам герой тоже не таков, и то ли роль рассказчика не дает ему подмахнуть пару-тройку участий в коллективном абсурде, то ли по сюжету автору нужно вынести, кроме профессионального мусора, еще и какую-то мораль, а не просто стать классиком циничного трэша – про выброшенные в кусты конечности, найденные городской собачкой, и прочие байки из склепа «Мосритуала». Какова же мораль? Об этом стоит послушать.

 

Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО


Тэги: Спецформат Игорь БондарьТерещенко
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • О бремени страстей форума «Липки»

    18.11.2022
  • Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

    17.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS