21 августа открывается совместная выставка Музея музыки и Пушкинского заповедника «Михайловское» «Борис Годунов». Герои. Версии. Шедевры» к 200-летию создания драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Сюжетной основой двух шедевров отечественной культуры – трагедии Александра Пушкина и оперы Модеста Мусоргского стали события периода царствования Бориса Годунова (1598–1605), одного из самых сложных и драматичных периодов русской истории. Путь к признанию обоих сочинений был долгим и трудным. И одному, и другому «Борису» довелось встретить и непонимание, и даже прямые запреты. Однако время всё расставило на свои места, и сегодня оба сочинения признаны высочайшими достижениями литературного и музыкального искусства. С момента создания и до наших дней опера Мусоргского «Борис Годунов», признанная шедевром музыкального искусства, не сходит с российской сцены.
Название выставки отражает ключевые понятия, раскрывающие историческую жизнь оперы «Борис Годунов». Художественный мир этого произведения «населён» яркими действующими лицами. «Борис Годунов» приковывал к себе внимание с момента появления, несмотря на непростую дальнейшую судьбу. Сегодня мы смело можем называть героями и тех, кто за время бытования сочинения оказал на него значительное влияние и принял участие в его судьбе. Неотъемлемой частью истории оперы было и остаётся создание новых творческих и научных версий, авторы которых неизменно преследовали самую благородную цель – представить единственную завершённую оперу Модеста Мусоргского в полном соответствии с намерениями автора. Однако цель эта разными музыкантами понималась и понимается по-разному и до сих пор составляет предмет споров.
Отражена сценическая история оперы Мусоргского. Текст драмы А.С. Пушкина, послуживший основой для музыки , сделал оперу актуальной на все времена, а сам композитор выступал либреттистом оперы. Соединение в одном произведении двух гениев литературного и музыкального искусства определило дальнейшую сценическую историю «Бориса Годунова». Редакции создавали Николай Римский-Корсаков, Дмитрий Шостакович, а наиболее ярким исполнителем роли царя Бориса был Фёдор Шаляпин. Образ Бориса Годунова в его исполнении стал вершиной мировой оперной драматургии. Долгая театральная жизнь спектакля (с 1948 г. вплоть до наших дней) обусловлена работой над спектаклем выдающегося русского дирижера Николая Голованова.
«Музей музыки и Пушкинский Заповедник уже не в первый раз создают совместный выставочный проект. В 2021 году мы реализовали выставку «Музыкальная гостиная пушкинской поры», которая пользовалась популярностью у жителей и гостей Псковской области. Мы продолжили сотрудничество, и в этот раз выбор выставки неслучаен. Историческая драма Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» вдохновила композитора Модеста Мусоргского на написание одноименной оперы, и именно об этих двух шедеврах мы решили рассказать», — отметил генеральный директор Российского национального музея музыки, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, член Общественной палаты РФ, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.
В числе экспонатов — живописные и графические эскизы Мстислава Добужинского, Константина Коровина, Фёдора Федоровского, Николая Золотарёва, Сергея Николаева, фотографии и рисунки, запечатлевшие Фёдора Шаляпина, великого исполнителя заглавной партии в опере; старинные нотные и книжные издания, архивные документы.
Один из наиболее интересных экспонатов – экземпляр первого издания трагедии Пушкина «Борис Годунов», отпечатанный в Санкт-Петербурге в 1831 году, когда сама трагедия ещё не была разрешена к постановке на театральной сцене; детали сценического костюма певицы Надежды Обуховой для выступления в постановке оперы; дирижёрская палочка Николая Голованова, одного из создателей оперного спектакля «Борис Годунов» в Большом театре в 1948 году, отмеченного исключительным сценическим долголетием.
Выставка будет работать для посетителей с 21 августа по 2 декабря .