Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 25 сентября 2020 г.
Юбилей

Человек-колосс

К 100-летию Сергея БОНДАРЧУКА. Эссе Александра БАЛТИНА.

25 сентября 2020

(к 100-летию Сергея Бондарчука)


Стойкое ощущение: поколения актеров и режиссеров, следующие за тем, ярчайшим представителем которого был Сергей Бондарчук – пожиже: и в плане мастерства, и в смысле реализации себя в профессии: которая, в сущности, больше служение…

…эпоха гудела в творческой крови Сергея Бондарчука: она требовала воплощения – со всею своею переогромленностью, минусами и плюсами: и мастер соответствовал ее требованиям.

Впрочем, эпоха будет не совсем верно: эпохи: ибо, к примеру, его отец Сергий был не отсюда, как и до`лжно, но завораживал так, что степень переосмысления жизни своей становилась высокой.

…в чем суть актерства и режиссуры?

Вводить в мир работы такой силы, чтобы зритель, смотря фильм или спектакль, рос душою, переосмысливая собственное прожитое; становился выше, лучше, чище, добрее, сострадательней.

Ужасно актерство, тупо и расчетливо поставленное на коммерческую основу: мелькание вроде бы одаренных людей в ничтожных сериалах оскорбляет и их, и человека с более-менее развитым эстетическим вкусом.

…рокотал Отелло Бондарчука: суровый и нежный, одержимый любовью, и доверчивый; славный воин, которого так легко оказалось обмануть; не столько ревнивец: сколько «брезгливец» – в нравственном отношении.

Пафос, с которым Бондарчук делал венецианского мавра, нигде не переходил границ, а сила, с которой давался общий очерк роли, равна была работе серебряным карандашом старого художника-виртуоза.

Человек из плазмы людской – той, которая побеждает любую тьму, наползающую на страну – Андрей Соколов поражал смесью мужества и такта, стойкости и застенчивости; о! сколько же красок было в актерской палитре Бондарчука, и не найти одной, превалирующей: все сильны.

«Судьба человека» стала и режиссерским дебютом художника.

Потом развернулись грандиозные пласты «Войны и мира».

Условность всякой экранизации очевидна: адекватного киновоплощения великому языку литературного шедевра быть не может; удивительно, что в сфере экранизаций тоже могут случаться шедевры – и вариант «Войны и мира» Бондарчука тому примером.

Он сам в образе Пьера – мучающийся и наслаждающийся, растерянный порой, как ребенок, забытый в толпе, постепенно находящий духовную свою дорогу вписан в нашу жизнь в чуть меньшей степени, чем Пьер из романа – но именно, что чуть: в большинстве случаев экранные воплощения знаменитых персонажей остаются в клетках кинокадров…

Из экранизации «Войны и мира» целый ряд героев вышел, чтобы жить среди нас: и в этом то же немалая заслуга Бондарчука-режиссера.

Человек-колосс, человек, трудом своим, монументальным и нежным, точно оправдывающий существование кино, все больше и больше нисходящего в мутные бездны развлекалова; человек, показывающий, как высока может быть миссия актера и режиссера.

 

Александр БАЛТИН


Тэги: Спецформат Кино Кинематограф Режиссер Актер Сценарист Сергей Бондарчук Педагог Бондарчуку 100
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Редкий драматург обходится без уголовщины»

    28.12.2024
  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS