28 мая в Центральном доме литераторов прошел вечер, посвященный 130-летию со дня рождения Анны Ахматовой.
Зрителей в зале было много, все они пришли, чтобы послушать стихи и погрузиться в мир поэзии Ахматовой. На сцене впервые была представлена Литературно-музыкальная композиция «Бог сохраняет все; особенно – слова…» режиссера Георгия Долмазяна.
Постановка погружает нас в то время, когда жила и творила Ахматова. Актеры исполняют романсы на ее стихи, зачитывают выдержки из писем ее друзей, рассказывают об ее отношениях с Пастернаком, Мандельштамом, Бродским. Открывают для нас живую, подлинную Анну Ахматову, которая любила Царское село, где провела свое детство, богемную жизнь и своих друзей. Которая обожала Пушкина и ненавидела Наталью Гончарову – так, будто бы они были знакомы сто лет. Актеры связывают все элементы спектакля в одно целое, и он получается живым, энергичным. Актеры театра МОСТ декламируют стихи, а зрители пропускают через себя чувства, в них вложенные: влюбленность – в стихотворении «Н.Гумилеву», тоска, связанная с мыслями об эмиграции, в стихотворении «Мне голос был», и жгучая боль – в строчках из поэмы «Реквием». О важных эпизодах из жизни поэта рассказывала ведущая вечера, Инна Кабыш, и эти вставки дополняли спектакль.
Все время на сцене актеры проводят сидя на чемоданах, словно показывая, что ни жизнь, ни судьба им не принадлежит. Потому что в любой момент за каждым из них могут прийти…
О необычной постановке «ЛГ» побеседовала с режиссером театра МОСТ Георгием Долмазяном.
– Расскажите немного о новой литературно-музыкальной композиции. В чем заключается основная идея? Почему выбрали такой формат?
– То, что вы видели – это экспериментальная версия для ЦДЛ, позже этот спектакль будет идти в театре МОСТ: несколько лет назад мы запустили серию документальных спектаклей под общим названием «МОСТ-проекты», мы пытаемся показать важные эпохи в истории страны через культурные явления. У нас были постановки о периоде оттепели (Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина), позже мы запустили спектакль «Авангард» (Маяковский, Цветаева, Вертинский), а теперь вот взялись за Ахматову. Ее фигура сама по себе настолько велика, что ее можно ни с кем не объединять. Самое главное, что мы хотели представить, – это своеобразный полет фантазии, путешествие в мир Ахматовой. Герои располагаются не на стульях, а на чемоданах, это люди, которые вечно переезжают куда-то, это дома, квартиры, зарубежье, ссылки, бесконечное «чемоданное настроение». Мы пытались показать не саму Ахматову, а то, что ее окружало то, что ее волновало. Надеюсь, у нас получилось.
– Какую роль играет в спектакле музыка?
– Помогает воссоздать время. Музыка значила очень много для той эпохи, в которой жили герои. Проблема в том, что сейчас композиторы существуют отдельно, писатели – отдельно, художники – отдельно. А тогда они собирались вместе, заваливались в литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» и что-то обсуждали, спорили, творили… Жаль, что сейчас нет такого места.
– Почему в качестве названия вы выбрали строчку из стихотворения Бродского?
– Бродский – последняя страница в жизни Ахматовой. Скорее всего, если бы не толчок, который дала ему Анна Андреевна, мы и не знали бы такого поэта, она очень сильно повлияла на его судьбу.
Ксения ТИХОМИРОВА