Профессор А.Шапошник высказывается об отказе писательницы Петрушевской от госпремии в знак поддержки общества «Мемориал»:
Все кинулись обсуждать Петрушевскую, давайте и я скажу пару слов.
Ну, понятно, Петрушевская талантлива, тут вопросов нет.
Людмила Стефановна очень расстроилась из-за объявления общества «Мемориал», разоблачавшего преступления советского режима, иностранным агентом.
Если бы преступления коммунистов разоблачал монархист, внук или правнук члена «Союза русского народа», мне было бы понятно. Однако отец Петрушевской, Стефаний Антонович, философствовал о проблемах марксистско-ленинской этики и научного атеизма, прадед, Илья Сергеевич Вегер, был членом РСДРП с 1898 года. Еще и партия толком не оформилась, а Илья Сергеевич уже успел в ней отметиться. Сын Ильи Сергеевича, Евгений Ильич, был 1-м секретарем Одесского областного комитета КП(б) и кандидатом в члены ЦК ВКП(б).
Если Людмила Стефановна хочет разоблачать преступления советского режима, пусть прямо со своей семьи и начинает.
Многолетний собкор «ЛГ» в Китае С.Селиванова приводит довольно любопытный эпизод, связанный с гражданской активностью Петрушевской:
С героиней дня Людмилой Петрушевской довелось пересечься только один раз, да и то на удаленке, по телефону, но крепко в память запало. В 1992 году американцы предложили мне подготовить российский выпуск известного журнала «World literature», каждый номер – отдельная страна. Подошла к делу серьезно. Обзорную статью сама написала, составила вопросы и обратилась к известным писателям, для объективности разных убеждений и направлений, с просьбой на них ответить. Были тут и Битов, и Курчаткин, и Бакланов, и Есин, и Распутин…
Решила привлечь и Петрушевскую, позвонила ей. Поначалу та восприняла предложение с энтузиазмом, но спросила, с кем будет соседствовать. Первые названные фамилии (см. по списку) приняла одобрительно, на Есине выдержала паузу, а на Распутине ошарашила меня гневной тирадой: «С этим фашистом рядом – никогда!» и бросила трубку. Так журнал и вышел в 1993 без ее участия.