Мысли и поступки гениального русского писателя Льва Толстого вызывали порой недоумение. Современники отзывались о нем, как о человеке, состоящем из сплошных парадоксов. Дело в том, что когда Толстой узнал, что его выдвигают кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за 1906 год, он незамедлительно отправил письмо-просьбу писателю и переводчику финну Арвиду Ярнефельту.
Автор письма просил Ярнефельта, чтобы тот через своих шведских знакомых устроил так, что присуждение награды Толстому не представлялось возможным. Иначе, если в выборе победителя комиссия предпочтет его заслуги, то Толстому было бы неприятно отвечать отказом.
Просьба писателя не осталась без внимания, и члены комитета присудили награду итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи, чье имя в наши дни почти никому неизвестно, лишь только литературным критикам Италии.
Толстой был удовлетворен тем, что премия досталась другому кандидату. Свое решение объяснял просто, называя деньги злом, которыми надо было бы распоряжаться умело, а это для него затруднительно, он был избавлен от неприятных моментов. К тому же тот факт, что премия досталась другому человеку, вызвало массу сочувствия Толстому от близких и малознакомых людей, что гораздо оказалось для него приятнее, чем сама премия.
Дата 8 октября знаменательна тем, что в 1970 года Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе. 50 лет назад члены комиссии отметили его «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».