В Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» состоялся XIV круглый стол «Краеведение, история и археология Пушкиногорья» памяти замечательного музейщика, историка и краеведа, педагога, специалиста по охране памятников М.Е. Васильева.
Традиционно на заседании особое внимание уделили отдельным моментам из истории Святогорья, которые могут быть полезными при работе с экскурсантами, при подготовке экспозиций, проч., проч. Среди этих материалов — дискуссионный доклад «Святые (Пятницкие) ворота Святогорского монастыря, современные подходы и методы реставрации памятника архитектуры (Мария Лисенкова, инженер-реставратор МК РФ, член Союза Реставраторов России, член РОР «Академия архитектурного наследия», Псков), «Деревни сельца Петровского в 1860—1870 х годах. К вопросу о реализации положений Крестьянской реформы 1861 года в Опочецком уезде Псковской губернии» (Дмитрий Григорьев, экскурсовод Пушкинского Заповедника, аспирант кафедры отечественной и всеобщей истории Псковского государственного университета), проч., проч. Значительная часть выступлений посвящена событиям времён Великой Отечественной войны в Святогорье и судьбам их непосредственных участников.
Один из наиболее интересных докладов в этой части заседания сделала руководитель службы по организации и проведению праздников и массовых мероприятий музея-заповедника «Михайловское» Наталья Виноградова. Она познакомила собравшихся с рисунками С.М. Розэ, в годы Великой Отечественной войны бывшего дивизионным художником и картографом.
Как пояснили в «Михайловском», речь в докладе Натальи Виноградовой шла об отдельных страницах боевого пути 56-й Гвардейской Смоленской стрелковой дивизии. Это воинское соединение в 1944 году вело бои в Великолукском, Новосокольническом, Пустошкинском, Бежаницком, Пушкиногорском, Новоржевском, Опочецком районах Псковской области. Журнал боевых действий дивизии с записями о тех боях сейчас хранится в Центральном архиве Министерства обороны. Записи в этом и в других журналах дивизии порой весьма эмоциональны, то и дело там проскальзывают лирические ноты: «Весенняя распутица вступила в свою высшую фазу. Дороги, размытые водами таявших снегов, раскисли, стали труднопроходимыми, непроезжими. Объездами по изысканным новым путям с наскоро сооруженными настилами с великим трудом перемещались кони, нагружённые вьюками… <…> А впереди, у подножья взгорья, играла река Великая. Она вышла из крутых берегов, раскинув сверкающие воды, затопив луга и перелески. Слабый ветерок гнал по водному раздолью льдины и мелкую рябь».
«Эти записи, — комментирует Наталья Виноградова, — являются не только ценным историческим свидетельством о событиях Великой Отечественный войны, но имеют и художественную, и даже литературную ценность. В этом смысле они — уникальное явление фронтовой документации».
Докладчица рассказала собравшимся о художнике Сергее Митрофановиче Розэ (в некоторых документах — Розе). Выпускник Миргородской художественно-промышленной школы, в 1926 году он переехал в Барнаул и стал одним из организаторов Союза художников на Алтае. В 1942 году, несмотря на преклонный возраст (Сергей Мирофанович родился в 1897 году) ушёл добровольцем на фронт. Из наградных документов следует: «Гвардии старший сержант Розэ… рискуя своей жизнью, находясь на передовой линии, под артиллерийским и миномётным обстрелом собирал ценный творческий документальный материал и оформил его в журнал боевых действий». Участники круглого стола в «Михайловском» не могли не отметить, что, действительно, в некоторых рисованных заставках к псковским записям дивизионного журнала угадываются реальные местные виды.
В октябре 1944 года сержант Розэ был отмечен благодарностью Верховного Главнокомандующего товарища Сталина за отличные действия в боях за освобождение Риги. Награждён орденом «Красной Звезды», медалями «За отвагу», «За победу над Германией». В июле 1945-го был демобилизован и вернулся в Барнаул, где вернулся к преподавательской деятельности.
Планируется, что иллюстрированная статья Натальи Виноградовой, как равно и прочие публикации, подготовленные по итогам работы XIV круглого стола «Краеведение, история и археология Пушкиногорья» памяти М.Е. Васильева в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское», будет опубликована в одном из ближайших выпусков научно-популярного издания «Михайловская пушкиниана». Эта книжная серия выходит в свет силами музея-заповедника с 1996 года и на сегодня насчитывает 99 сборников.
Лидия ТОКАРЕВА