Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 08 апреля 2024 г.

Дискуссии, которым нет конца

Состоялся круглый стол «Краеведение, история и археология Пушкиногорья»

08 апреля 2024
Фото Николая Алексеева, музей-заповедник «Михайловское»

В Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» состоялся XIV круглый стол «Краеведение, история и археология Пушкиногорья» памяти замечательного музейщика, историка и краеведа, педагога, специалиста по охране памятников М.Е. Васильева.

Традиционно на заседании особое внимание уделили отдельным моментам из истории Святогорья, которые могут быть полезными при работе с экскурсантами, при подготовке экспозиций, проч., проч. Среди этих материалов — дискуссионный доклад «Святые (Пятницкие) ворота Святогорского монастыря, современные подходы и методы реставрации памятника архитектуры (Мария Лисенкова, инженер-реставратор МК РФ, член Союза Реставраторов России, член РОР «Академия архитектурного наследия», Псков), «Деревни сельца Петровского в 1860—1870 х годах. К вопросу о реализации положений Крестьянской реформы 1861 года в Опочецком уезде Псковской губернии» (Дмитрий Григорьев, экскурсовод Пушкинского Заповедника, аспирант кафедры отечественной и всеобщей истории Псковского государственного университета), проч., проч. Значительная часть выступлений посвящена событиям времён Великой Отечественной войны в Святогорье и судьбам их непосредственных участников.

Один из наиболее интересных докладов в этой части заседания сделала руководитель службы по организации и проведению праздников и массовых мероприятий музея-заповедника «Михайловское» Наталья Виноградова. Она познакомила собравшихся с рисунками С.М. Розэ, в годы Великой Отечественной войны бывшего дивизионным художником и картографом.

Как пояснили в «Михайловском», речь в докладе Натальи Виноградовой шла об отдельных страницах боевого пути 56-й Гвардейской Смоленской стрелковой дивизии. Это воинское соединение в 1944 году вело бои в Великолукском, Новосокольническом, Пустошкинском, Бежаницком, Пушкиногорском, Новоржевском, Опочецком районах Псковской области. Журнал боевых действий дивизии с записями о тех боях сейчас хранится в Центральном архиве Министерства обороны. Записи в этом и в других журналах дивизии порой весьма эмоциональны, то и дело там проскальзывают лирические ноты: «Весенняя распутица вступила в свою высшую фазу. Дороги, размытые водами таявших снегов, раскисли, стали труднопроходимыми, непроезжими. Объездами по изысканным новым путям с наскоро сооруженными настилами с великим трудом перемещались кони, нагружённые вьюками… <…> А впереди, у подножья взгорья, играла река Великая. Она вышла из крутых берегов, раскинув сверкающие воды, затопив луга и перелески. Слабый ветерок гнал по водному раздолью льдины и мелкую рябь».

«Эти записи, — комментирует Наталья Виноградова, — являются не только ценным историческим свидетельством о событиях Великой Отечественный войны, но имеют и художественную, и даже литературную ценность. В этом смысле они — уникальное явление фронтовой документации».

Докладчица рассказала собравшимся о художнике Сергее Митрофановиче Розэ (в некоторых документах — Розе). Выпускник Миргородской художественно-промышленной школы, в 1926 году он переехал в Барнаул и стал одним из организаторов Союза художников на Алтае. В 1942 году, несмотря на преклонный возраст (Сергей Мирофанович родился в 1897 году) ушёл добровольцем на фронт. Из наградных документов следует: «Гвардии старший сержант Розэ… рискуя своей жизнью, находясь на передовой линии, под артиллерийским и миномётным обстрелом собирал ценный творческий документальный материал и оформил его в журнал боевых действий». Участники круглого стола в «Михайловском» не могли не отметить, что, действительно, в некоторых рисованных заставках к псковским записям дивизионного журнала угадываются реальные местные виды.

В октябре 1944 года сержант Розэ был отмечен благодарностью Верховного Главнокомандующего товарища Сталина за отличные действия в боях за освобождение Риги. Награждён орденом «Красной Звезды», медалями «За отвагу», «За победу над Германией». В июле 1945-го был демобилизован и вернулся в Барнаул, где вернулся к преподавательской деятельности.

Планируется, что иллюстрированная статья Натальи Виноградовой, как равно и прочие публикации, подготовленные по итогам работы XIV круглого стола «Краеведение, история и археология Пушкиногорья» памяти М.Е. Васильева в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское», будет опубликована в одном из ближайших выпусков научно-популярного издания «Михайловская пушкиниана». Эта книжная серия выходит в свет силами музея-заповедника с 1996 года и на сегодня насчитывает 99 сборников.

Лидия ТОКАРЕВА


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS