Юрий Кузнецов. «Со страны начинаюсь…»: стихи и проза. – Краснодар, 2018.
Наш великий литературный теоретик В.Г.Белинский отмечал в многообразии литературного процесса различные явления и изменчивые роли писателей: «Такие явления всегда имеют две причины: одна заключается в степени таланта поэта, другая в духе эпохи, в которую действовал поэт. Никто не может стать выше средств, данных ему природою; но исторический и общественный дух эпохи или возбуждает природные средства действователя до высшей степени свойственной им энергии, или ослабляет и парализует их, заставляя поэта сделать меньше, чем бы он мог».
В потоке литературы Белинский страстно и нелицеприятно разделял и выделял писателей по их уровню и значимости: гениальные, великие, обыкновенные таланты (а дальше – посредственные или плохие сочинители). Юрий Кузнецов – талант не обыкновенный. Это – «последний великий поэт ушедшего века. Поэт всемирного значения, мировой культуры» (В.Бондаренко). «Последний олимпиец. Классик. Общенациональный поэт» (В. Гусев). Каков уровень большого таланта, таковы и дающиеся его оценки.
Ю.Кузнецов – поэт, все же ставший, наконец, лауреатом Государственной премии СССР. Но и не ставший лауреатом Нобелевской премии, хотя, несомненно, имел для этого все основания.
Издают его не часто, хотя надо бы гораздо больше. Было не столь давно издание «Литературной России» в нескольких томах, где собраны произведения поэта. Были краснодарские издания в одном томе (2007, 2012 г.). И вот вышел еще том на родине поэта. Хорошо, что издатель Т.А.Василевская взалась за такое сложное дело. В книгу вошел большой массив зрелых стихов, а также произведения начального периода его творческого пути. Здесь же и некоторые прозаические произведения.
Этот разносторонний сборник делится на три поэтических раздела, названных: «С войны начинаюсь…», «После вечного боя» и «Крестный ход», – которые составлялись на основе выходивших ранее книг поэта и, собственно, повторяют их названия (хотя последнее было ошибкой предыдущего издателя). Ну и прозаический раздел: «Тропы вечных тем». Внутри разделов стихи расположены определенным образом, стремясь выражать некоторую логику художественной мысли. Первый раздел – это Великая Отечественная война – тема и событие в поэтическом мире Ю.Кузнецова особые. Здесь помещены стихи разных лет, ранние и зрелые. Помещена поэма «Дом», экзистенциальная и символическая. До высокого звучания доходит описание мужества, праведной и честной смерти, страданий в борьбе против врага, свершений, успехов и побед, неудач и поражений, крутых коллизий, великой Победы:
Солнце с запада всходит крестом,
Филин душу когтит под мостом,
Змей и жаб небеса изрыгают.
Смерть ползет, словно смерч, по степи,
Ум за разум заходит в цепи,
И могильные камни рыдают.
В следующих разделах находим прекрасные стихи классика:
Солнце родины смотрит в себя.
Потому так таинственно светел
Наш пустырь, где рыдает судьба
И сияет отеческий пепел…
Это стихи разных лет и разных направлений, давно полюбившиеся читателю:
Звякнет лодка оборванной цепью,
Вспыхнет яблоко в тихом саду,
Вздрогнет сон мой, как старая цапля
В нелюдимо застывшем пруду.
Сколько можно молчать! Может, хватит?
Я хотел бы туда повернуть,
Где стоит твое белое платье,
Как вода по высокую грудь.
Но, конечно, не все известные и знаковые произведения поместились в одной книжке. В третьем разделе отсутствует ряд выдающихся произведений из книги «Крестный ход» (например, «Колесо», «Вина», «Бой в сетях», «Черный подсолнух»).
Книга достойно выглядит, качественно оформлена, нет опечаток, тексты выверены, что составляет немалое достоинство издания (по сравнению с тем, что претерпела поэзия Ю.Кузнецова в некоторых предшествующих изданиях).
В.Н.ШАПОШНИКОВ