Второго сентября 2019 года сел в московский автобус и – так вышло – навсегда уехал из этого мира актер и режиссер Георгий Владимирович Червинский, художественный руководитель Московского театра «Студия-69» и Театральной мастерской Греческого культурного центра.
…Сестра-двойняшка Георгия, Марианна на церемонии прощания вспоминала, как однажды девчонки в интернате окружили его плотным кольцом, и она до сих пор видит, как Жора пытается вырваться, как крутится в этом кругу, готовый отразить удар с любой стороны: «Ну, кто на меня? Кто?..»
Одинокий волчонок, сирота при живой матери. Воспитанник детского дома, затем – интерната.
С одной стороны, невзгоды и одиночество, с другой – привитая непутевой матерью любовь к классической музыке и театру дали миру удивительного человека, режиссера и актера Георгия Червинского.
Он родился 6 декабря 1945 года в Ленинграде. Окончил режиссерское отделение ЛГИК им. Крупской в 1974 году. Работал актером в театрах Ашхабада, Златоуста, Чебоксар, Балашова, Ярославля.
Позже окончил Высшие режиссерские курсы (руководитель А.И.Кацман). Не доучился на режиссерском факультете ЛГИТМИКа (класс профессора А.А.Музиля).
В 1987 году организовал в Москве камерный театр «Студия-69», в котором поставил более 30 моноспектаклей по произведениям классиков. Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Мандельштам, Пастернак, Цветаева, Ахматова, Матвеева, Риццос, Лорка и многие другие. Он нередко повторял, что инсценирует не школьную программу, но программу формирования личности.
Под творческим псевдонимом «Евгений Дарков» Георгий сыграл множество ролей.
Ведущие актеры театра «Студия-69» на сегодняшний день – Владимир Сечкин и Ксения Веселкова. За тридцать лет через студию прошли многие и многие артисты. Кто-то затем пошел в бизнес, кто-то – в религию, кто-то поступил в репертуарные театры.
Червинский повторял, что спектакли – некоммерческие, билеты на них не продаются, а своего помещения у театра нет. Спектакли проходили в библиотеках, школах, музеях.
Летом Георгий приезжал на дачи – своим примером возрождал традицию дачных театров вековой давности. Театр Георгия Червинского – редкий пример поэтического театра драмы на основе поэзии.
Главный художественный прием – тряпочки. Разноцветные яркие куски ткани. Согласно третьему закону Станиславского – «Действую в предлагаемых обстоятельствах. Вижу то, что есть. Принимаю, как задано» – кусок ткани становится кем/чем угодно, – от кошки и лягушки, от человека до… пространства целой страны, охваченной войной, или страны освобождённой…
В 60-е годы Георгий увидел на международном фестивале спектакль, где актеры из Африки работали с такими вот тряпочками.
Возьмите в руки небольшой кусок ткани. Держите его за серединку, пусть края свешиваются вниз. Выделите сверху пространство – голову. Там, где вы держите ткань рукой, – это «шея». «Получился человечек…» И вот, когда в том самом «африканском» спектакле на сцене повисли две тряпочки – злодеи повесили невинных детей, – с душой зрителя произошло все то, что должно было произойти.
Червинский больше всего думал о душе своего зрителя.
Георгий Владимирович занимался с детьми в студии «Мир человека». Девчонки просто играли, резвились на сцене. Читали стихи, детскую классику. А он их незаметно направлял, чуть подстраивал. Подращивал и актерскую душу. Бесценный опыт, особенно в детстве.
За несколько лет дети многократно сыграли часть спектакля «Душа вещей» по стихам Новеллы Матвеевой, показывали «Детки в клетке» Маршака, репетировали «Солнечного зайчика», снова по стихам той же Матвеевой. При этом получали призы на фестивалях и смотрах.
В последние годы большую работу Червинский проводил в Греческом культурном центре: ставил спектакли, проводил мастер-классы с детьми и взрослыми, консультировал по греческой поэзии и драме…
Почему такой внезапный уход? Многие поклонники сокрушаются: «Ничто не предвещало…», «Столько у него было планов...», «…ушел на взлете». Все так…
А помните «картинку» – мальчик-волчонок в кругу озлобленных девчонок?..
Когда зрители вбегали в зал, он всегда встречал их с улыбкой: «Вы все-таки пришли!»… Улыбка была очень доброй. А глаза всегда оставались грустными.
Ему приходилось не сладко. Вот и переполнилась чаша – терпения, мудрости, вселюбви.
Потому что слишком много непонимания, неприятия. Да попросту – зависти! Чему, казалось бы, завидовать? Отсутствию у театра своей площадки? Материальной нужде? Внешней неустроенности? Да нет же!
Завидовать тому, что внутренне Георгий Червинский был абсолютно свободен. И без тени сомнения следовал своему предназначению. Шел за своей мечтой. С большим черным рюкзаком, наполненным текстами и «тряпками» – реквизитом для спектаклей.
Больше тридцати лет просуществовал Московский театр «Студия-69». Огромный срок. Потому что была и осталась идея. Остались актеры-ученики. Тринадцатого сентября театр открыл свой 34-й сезон. Впервые без Мастера…
Ученик Г.Червинского, ныне ведущий актер театра им. Вахтангова, Максим Севриновский сказал на прощании: «Георгий был единственным счастливым человеком, которого я знал…»
Наберите в поисковике «Режиссер Георгий Червинский», найдите видеозаписи спектаклей, небольшие интервью, – прикоснитесь к миру поэтического театра. Пусть подрастут души…
Душа Георгия всю жизнь стремилась в четвертое измерение, – туда, где Вечность… Бесконечность… Любовь… Теперь все-все случилось…
Юлия ВЕЛИКАНОВА