Художественному критику, писателю, педагогу, вице-президенту Российской академии художеств Андрею Андреевичу Золотову исполнилось 85 лет. Шестьдесят пять из них отданы служению российской и мировой культуре – устным и письменным словом, организационным талантом, творческими проектами. Более 500 разножанровых произведений о литературе, музыке, театре, кино созданы юбиляром – от статей, очерков, книг, лекционных курсов до телепередач и документальных фильмов. Редакция «ЛГ» сердечно поздравляет Андрея Андреевича с юбилеем, желает плодотворных трудов на благо культуры, здоровья и вдохновения.
________________________________________________________________________________
Андрей Золотов. Сад Дебюсси. Эпические мгновения из жизни искусства. Книга критика. В 2 ч. – М.: Прогресс-Традиция, 2021.
Двухтомное издание избранных статей, очерков и эссе Андрея Золотова, выпущенное Российской академией художеств как духовное приношение к юбилею мастера, поражает полифонией представленных в нём тем и сюжетов культуры, мастерством и точностью художественных оценок, стереоскопией взгляда на сложнейшие проблемы эстетики. Движешься по страницам этих крупноформатных томов – и кажется, что ни одно из действительно значимых культурных явлений XIX–XX вв., не говоря уже о современности, не оставлено вне умного внимания критика, отмечено или статьёй, или заметкой, или миниатюрной зарисовкой, похожей на мгновенный набросок художника в эскизной тетради, схватывающий, несмотря на беглость рисунка, самую суть запечатлённого момента времени, человека, события.
А ещё вспоминаешь знаменитые книги мастеров русского модернизма, созданные на стыке художественной критики, эстетики, литературы, – «Борозды и межи» Вячеслава Иванова, «Символизм» Андрея Белого, «Лики творчества» Максимилиана Волошина, «Книгу отражений» Иннокентия Анненского… «Сад Дебюсси» им наследует, активно обогащая литературно-эстетический синтез музыкальным началом. Главная тема книги – искусство и его назначение – звучит в экспозиции, растекается в художественном многоголосии, развивается в вариациях, насыщается по ходу своей разработки множеством обертонов, чтобы затем излиться в тексте-хорале «Чувство истины, или Искусство как икона гуманизма», где искусство предстаёт не просто самораскрытием жизни, но самораскрытием её в свете Веры и Идеала.
Как и в эпоху Серебряного века, творчество культуры неразрывно в книге «Сад Дебюсси» с жизнетворчеством. Для Андрея Золотова писание об искусстве является жизнью в искусстве, и то, что он пишет о великом музыкальном и художественном критике XIX века Владимире Стасове, в полной мере может быть отнесено к нему самому: «Стасов – личность художественная, глубоко устроенная по законам искусства, реагирующая на окружающую жизнь, на события в этой жизни, на людей именно как художник, как человек-творец». Как человек-творец реагирует на жизнь, мир и людей и Андрей Золотов. Постановки в Большом театре и кинопремьеры, открытия художественных выставок и события в мире музыки, ретроспективы киноклассики и театральные спектакли для него не просто объекты репортажей или откликов критика-профессионала. Это вехи его собственной биографии, его личной экзистенции, его собственного – неповторимого – диалога с искусством.
Многие из героев книги – современники и собеседники автора: дирижёр Евгений Мравинский, певец Александр Ведерников, пианист Святослав Рихтер, искусствовед Дмитрий Сарабьянов, актёр Иннокентий Смоктуновский, художник Дмитрий Жилинский, писатель Чингиз Айтматов, композитор Георгий Свиридов, с которым автору книги, по его собственному признанию, довелось общаться без малого сорок лет. Его свидетельству веришь и поражаешься глубине оценок, как сказанному о пианисте Станиславе Нейгаузе, который, по словам Золотова, сочетал в себе огромную «духовную мощь» и «удивительную человеческую ненавязчивость», открывая возможность своим слушателям самим пережить и найти «разрешение тех человеческих драм, над которыми бился сам». Но точно так же веришь и сказанному о творцах прошедших эпох, отделённых от современности, в которой проходит свой путь автор книги, одним, а то и двумя столетиями. Эти «вечные спутники» – тоже духовные собеседники Андрея Золотова, обладающего даром культурной эмпатии, вживающегося в явления прошедшего столь же неравнодушно, тонко и трепетно, как и в лица и события современности.