Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 07 сентября 2013 г.

Эволюция альбомного жанра

В Государственном музее имени А.С. Пушкина с 29 августа по 17 ноября можно познакомиться с выставкой «Альбомы нынче стали редки…»

07 сентября 2013

«Альбомы нынче стали редки…» – этой поэтической строкой Максимилиана Волошина озаглавлена выставка Музея имени А.С. Пушкина, посвящённая эволюции альбомного жанра с конца XVIII до начала нынешнего столетия.

Представлено около 200 рукописных альбомов разных эпох и избранных страниц из собраний государственных музеев и частных коллекций. Основу экспозиции составляют экспонаты из собрания Государственного музея А.С. Пушкина – более 40 альбомов, принадлежавших знаменитым фамилиям, с рисунками и автографами известных художников, литераторов и исторических личностей, в том числе выдающихся художников пушкинской эпохи О. Кипренского и А. Брюллова. Альбомы и записные книжки из своих коллекций демонстрируют также Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Государственный литературный музей, Государственный музей В.В. Маяковского, арт-галерея «Ковчег» и др.

Одним из интереснейших экспонатов выставки является альбом семьи Бакуниных-Полторацких. Его первыми владельцами были Павел Петрович Бакунин – известный дипломат и его жена Екатерина Александровна, урождённая Саблукова. Текста в альбоме почти нет, но зато рисунки – в изобилии: виды городов, пейзажи, портреты, в том числе работы известных европейских художников, с которыми довелось общаться Бакуниным в 1790-х годах по дороге из России в Англию. Позже в этом же альбоме рисовала дочь Бакуниных Екатерина, в которую был влюблён лицеист Пушкин. Последней владелицей реликвии, оставившей там след, была её внучка Вера Кох.

Не менее интересен альбом, принадлежавший президенту Академии художеств, директору Императорской публичной библиотеки Алексею Оленину, в гостях у которого бывали Крылов, Грибоедов, Брюлловы, Глинка. На некоторых листах этого альбома наклеены уникальные автографы – например, Александра I и шефа жандармов графа Бенкендорфа. Самое ценное в альбоме, конечно, рисунки: и владельца, и гостей дома Олениных. В общей сложности 67 акварелей, пейзажей, аллегорических и жанровых сцен, портретов («Женщина в восточном костюме» князя Григория Гагарина, итальянские зарисовки Александра Брюллова и другие).

Альбомы невозможно отделить от уклада жизни дворянства и аристократии XIX века. Они не только рождены дворянской культурой, но, по сути, являются её зеркалом – бесценным источником информации о минувшей эпохе, об особенностях быта, о характере владельцев. С началом ХХ века новаторские открытия авангардных поэтов и художников привели к появлению совершенно новых форм искусства, что отразилось и в альбомах и записных книжках.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS