Юбилеи можно отмечать по-разному. Особенно, когда речь идет о композиторе не просто ярком и самобытном, но, пожалуй, одном из немногих, буквально взорвавших музыкальное искусство. «Я устоял в мире, в котором был рожден... я выжил... несмотря на торгашества издателей, музыкальные фестивали, рекламу». К 140-летию Игоря Стравинского, написавшего такие современные и актуальные в нашем мире строки, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан (ГАСО РТ) под управлением Александра Сладковского приготовил царский подарок – концертное турне по городам России: Пермь, Москва, Санкт-Петербург, Казань.
В программе – «визитная карточка» Стравинского: сюита из балета «Жар-птица» (редакция 1919), Концерт для скрипки с оркестром ре мажор и, конечно же, музыка из балета «Весна священная». Для полноты картины не хватает только «Петрушки». Но «бытовая фантастика» на этот раз уступает место буйству стихий.
Музыка Стравинского на редкость изобразительная, театральная, живописная, воплотившая на 100% идею синтеза различных искусств. И происходит чудо! Сила воздействия этой музыки не только акустическая, но, кажется, даже визуальная. Недаром Александр Сладковский считает, что Стравинский – «мерило дирижерского профессионализма и показатель состояния коллектива. У него в партитурах столько красок, контрастов, столько соло – все наши музыканты смогут себя показать. Музыка тут говорит сама за себя, и нам хватит мощи все ее образное богатство передать».
Хватает, еще как хватает! В «Жар-птице» разворачивается целое действо. Осторожно, словно «пробуя на вкус», исподволь, на шепоте пианиссимо расползается по залу нечто таинственное, сказочное, потустороннее. И начинает свой неистовой танец. Вокруг рассыпаются сверкающие блики. Причудливые роскошные картины непрерывно сменяют одна другую. Широкую напевную русскую народную мелодию прерывает жуткое tutti оркестра, предвосхищая… нет, не Кощееву пляску – пляску смерти в острых пульсирующих ритмах, явно родственную шабашу берлиозовской «Фантастической симфонии»… И снова контраст. На этот раз прозрачная чарующая колыбельная, рассеивающая морок, «прокладывает» дорогу к ликующему, лучезарному, всепобедному финалу.
Однако до финала-апофеоза всего концерта еще далеко. Скрипичный концерт ре-мажор – настоящее испытание для солиста. С первых же тактов он захватывает неукротимой стихией танца – колдовского, завораживающего, затягивающего в головокружительный хоровод. Недаром в свое время Джордж Баланчин создал на основе этой «небалетной» музыки именно балет. Кажется, что образы «Жар-птицы» продолжают свое чудодействие на сцене. И при этом к наглядности, к чистой изобразительности добавляется философская глубина, некая пророческая сила, «вокальное» начало, особенно явно воплощенное в III части произведения, пронзительной, трагической, многогранной. Словно тягучий стон… Словно холодные волны, бьющие о берег острова Сан-Микеле – острова-кладбища в Венеции, последнего приюта самого композитора – и смывающие боль… А может звучит старинная барочная ария, в которой скрипка поет в дуэте с органом, в роли которого целый оркестр? Но это не статичный покой готического собора. Впереди, в IV части, нас ждет прекрасный и пугающий музыкальный портрет всего яростного ХХ века.
Солист-скрипач Павел Милюков – Музыкант с большой буквы! Он со своей скрипкой («Экс-Сигети» работы Пьетро Гварнери, последнего представителя знаменитой скрипичной династии Гварнери) был на сцене одновременно и танцором, и певцом, и живописцем, и философом. Словно сам Стравинский! Можно смело утверждать, что это исполнение – одно из лучших в мире.
В свое время Стравинский своей «синтетической» картинной музыкой заслужил от современников прозвище «человек с тысячью лиц». В исполнении ГАСО РТ слушать именно этого композитора безумно интересно! Концерт «тысячи картин»! И невозможно выбрать главную или самую удачную. Хотя, конечно, кульминацией действа стала «Весна священная» с ее диким архаичным необузданным стремлением к обновлению, к стихии жизни. Как же родственно это произведение «внутреннему кредо» ГАСО РТ и маэстро Сладковскому! «Словно тяжелые молоты выковывают ритм, и после каждого удара с шипением вырывается пламя» – писал Борис Асафьев.
Лучше и не скажешь! Тем более, когда видишь такое чудо воочию. Одно слово – фантастика!
Мария ЗАЛЕССКАЯ