Портреты поэта — от прижизненных до выполненных в начале нашего, XXI века, представляет Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» на выставке в подмосковном Чехове.
Как сообщили в музее-заповеднике, экспозиция называется «Галерея портретов Пушкина». Она подготовлена по материалам сразу нескольких фондовых: живописи, графики и скульптуры, а также образцы декоративно-прикладного искусства, в том числе — портреты Пушкина на ткани, бересте, почтовые конверты и карточки, значки, столь популярные во второй половине ХХ века и памятные медали, проч., проч.
«Наиболее ценными здесь, бесспорно, являются прижизненные изображения поэта», — отметила специалист по экспозиционной и выставочной работе Пушкинского Заповедника Татьяна Морозова. Этот ряд представлен, например, оттиском гравюры, созданной в 1827 году Николаем Уткиным, русским рисовальщиком и гравёром, одним из крупнейших мастеров позднеклассицистической гравюры резцом и репродукционной гравюры первой половины XIX века, на момент создания этого портрета уже академиком, а позднее (с 1839 года) уже и заслуженный профессором Императорской Академии художеств, хранителем отдела эстампов императорской коллекции в Эрмитаже. Гравюра, о которой идёт речь, была заказана Николаю Уткину другом и одноклассником Пушкина, издателем Антоном Дельвигом и опубликована в поэтическом альманахе «Северные цветы на 1828 год». На сегодняшний день именно эта работы Уткина, — подчеркнула Татьяна Морозова, — считается наиболее достоверным портретом Пушкина.
Другая гравюра, которую посетители выставки смогут увидеть во все подробностях, выполнена английским художником Томасом Райтом. «Считается, что поэт сам заказал Райту этот портрет для готовившегося собрания сочинений. Предварительный рисунок был сделан с натуры в конце 1836 года и, к сожалению, не сохранился, а сама гравюра увидела свет уже после смерти Александра Сергеевича в марте 1837 года, — детализировала Татьяна Морозова.
Наиболее развёрнутый раздел новой выставки — работы художников второй половины ХХ века. Здесь интересно проследить, насколько по-разному видят и понимают образ Пушкина представители разных поколений и школ отечественного изобразительного искусства. Продолжают поиск своего Пушкина и наши современники: около ста живописных и графических работ, представленных на выставке «225. Галерея портретов…», созданы уже в XXI веке.
Весьма необычный экспонат — голограмма бюста А.С. Пушкина. Как пояснили в музее, посетитель выставки сначала видит в зале просто «пустую» раму, но стоит направить в неё, например, фонарик мобильного телефона, как из глубокой темноты проявляется и, вслед за движением потока света, поворачивается вокруг собственной оси изображение поэта. Это — бюст Пушкина работы известного российского скульптора-итальянца, пушкинского современника Джованни Витали, более, впрочем, известного по русифицированному имени: Иван Петрович. Художник-монументалист, портретист и педагог, академик и профессор Императорской Академии художеств, Витали — автор многих замечательных произведений, среди которых аллегорические статуи и рельефы для Опекунского совета (Московского Императорского воспитательного дома для сирот, подкидышей и беспризорников), мраморные ангелы для иконостаса церкви Мученицы Татианы — домового храма Московского государственного университета имени Ломоносова или, ещё к примеру, два московские фонтана: на Лубянке и на Театральной площади. В разные годы Витали создал портретные бюсты князя Юсупова, Карла Брюллова, С.Л. Пушкина — отца поэта, etc., etc. Известны и два бюста А.С. Пушкина его работы. Первый из них Витали лепил в апреле 1837 года, по заказу Павла Нащокина, близкого друга поэта.
Важно, что Иван Витали был лично знаком с Пушкиным. И даже говорил ему о своём желании выполнить скульптурный портрет, однако Александр Сергеевич отказался. Тем не менее, после гибели Пушкина мастер мог работать над изображением поэта, сверяясь не только с его посмертной маской, но и с собственными впечатлениями от общения с Пушкиным, черты лица которого, как известно, были необыкновенно подвижны и быстро менялись в зависимости от настроения. В итоге современники единодушно отмечали убедительность и правдивость созданного Витали образа.
Голограмму бюста А.С. Пушкина работы И.П. Витали изготовили уже в последней четверти ХХ века. Это было сделано в Государственном оптическом институте Академии наук СССР имени С.И. Вавилова (сейчас — акционерное общество «Государственный оптический институт имени С.И. Вавилова» в составе холдинга «Швабе» государственной корпорации Ростех, на правах головной научной организации). Голограмму создали к 90-летию со дня Вавилова и в 1981 году подарили директору государственного Пушкинского Заповедника С.С. Гейченко для передачи в музейные фонды.
Выставка «Галерея портретов Пушкина» развёрнута в мемориальной усадьбе «Лопасня-Зачатьевское». В музее напомнили, что это бывшее дворянское имение связано с именем жены Пушкина, Натальи Пушкиной, урождённой Гончаровой, во втором браке — Пушкиной-Ланской, но ещё более — с историей потомков поэта. В разное время здесь жили или бывали Васильчиковы, Ланские, Пушкины и Гончаровы, связанные между собой родством, в частности — дети старшего сына поэта, Александра Александровича Пушкина, и его первой супруги Софьи Александровны, урождённой Ланской. В предреволюционные годы усадьбой владели племянницы Натальи Николаевны, сестры Гончаровы. В этот период за главным домом усадьбы закрепилось название «Гончаровский дом», а позже усадьбу стали называть «Пушкинское гнездо».
С «Галереей портретов…» из Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» жители и гости подмосковного Чехова смогут знакомиться до 18 февраля 2025 года. Планируется, что в её интерьерах сотрудники и посетители «Гончаровского дома» вспомнят поэта и в годовщину его смерти, 10 февраля.
Лидия ТОКАРЕВА