Политик и общественник В.Алкснис приходит к неутешительным выводам относительно эффективности российских БЛА:
Поскольку я по основной специальности инженер по эксплуатации радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов, то стараюсь следить за ситуацией в этой отрасли и уделять ей внимание... На днях меня заинтересовал спутниковый модем CDM-650, выпускаемый известной американской фирмой Comtech EF Data.
Зашел на сайт этой компании и в разделе «Продукция» нашел сведения об этом модеме. Меня поразило, что там черным по белому написано: «The CDM-650 Satellite Modem is designed for use by foreign government entities that need a modem which employs state-of-the-art modulation and coding techniques…» (Спутниковый модем CDM-650 предназначен для использования ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, которым требуется модем, который использует самые современные методы модуляции и кодирования…).
У меня сразу возник вопрос: «А почему только для иностранных государственных организаций? А что использование этого модема государственными организациями США запрещено?»
А теперь объясню, почему меня заинтересовал этот спутниковый модем.
Надеюсь, всем известно катастрофическая ситуация с ударными беспилотниками в России? Их практически нет, и в этой области мы отстали от других государств на двадцать-тридцать лет. Одной из самых главных проблем является отсутствие отечественного оборудования широкополосной спутниковой связи и соответствующей спутниковой группировки для управления ударными беспилотниками за радиогоризонтом.
Как известно, 27 января 2022 года министр обороны РФ Сергей Шойгу проинспектировал первый в России специализированный завод по выпуску крупноразмерных военных беспилотных летательных аппаратов, который компания «Кронштадт» построила в подмосковной Дубне. Этот визит был широко разрекламирован в отечественных СМИ. Среди прочего министру продемонстрировали первый летный образец БЛА «Орион» с аппаратурой широкополосной спутниковой связи.
Ура! Кажется, дело сдвинулось... А на следующий день телеграмм-канал «Военный осведомитель» разместил во «ВКонтакте» (https://vk.com/wall-123538639_2147206) состав оборудования БПЛА со спутниковым каналом связи «Иноходец-БЛА-С» (Орион-С), из которого следовало, что сердцем оборудования этого спутникового канала связи является американский модем CDM-650.
А как же программа импортозамещения? Почему на новейший российский беспилотник устанавливается оборудование, произведенное в стране, которая является наши вероятным противником? Убежден, что, поскольку этот модем предназначен для использования исключительно государственными организациями иностранных для США стран, то можно предположить, что в нем наверняка присутствуют аппаратные и программные закладки, которые позволят им управлять дистанционно. Например, специалистам Агентства национальной безопасности США.
А ведь этот модем может использоваться и для обеспечения правительственной связи, и для управления беспилотниками, и для руководства войсковыми группировками, и для внешнего целеуказания самолетам морской авиации при атаке по ударным авианесущим группировкам США. Но при наличии этих закладок вполне реально при необходимости отключить все это или даже перехватить управление ударным беспилотником «Орион» и перенацелить его с удара по аэродрому противника на удар по своему аэродрому или, например, по своему командному пункту.
Неужели это не понимают разработчики оборудования широкополостного спутникового канала и разработчики «Ориона» из компании «Кронштадт»? Или для них главное отчитаться о выполнении задания, получить деньги, ордена и почетные звания? А потом – хоть трава не расти... Причем я убежден, что не только спутниковый модем иностранного производства, но и приемопередающий тракт тоже наверняка выполнен на иностранных электронных компонентов из-за отсутствия таковых российского производства. И неужели наконец в России создан двигатель для «Ориона» с соответствующим ресурсом и надежностью? Или придется продолжать ставить на него иностранные, пока нам не перекрыли их закупку санкциями?
Я повторю свою точку зрения: в настоящее время производство современных беспилотников в России из отечественных материалов, деталей и электронных комплектующих НЕВОЗМОЖНО.
Использование иностранных сомнительно, тем более в условиях санкций и угроз их применения.
А для того, чтобы решить эту задачу надо, наконец, прекращать политику деиндустриализации страны и начинать политику новой индустриализации.
Сталину для этого потребовалось десять лет. Нам в самом лучшем случае потребуется лет двадцать-тридцать. Надо создавать с нуля новую целую отрасль – разработку и производство беспилотников. И в чем- то повторять опыт атомного и ракетного проектов сталинской эпохи. Нужно возрождение отечественной науки. И многое, многое другое...
Но, увы... Новых Курчатовых и Королевых, новых Ванниковых и Первухиных не видно. Есть лишь «эффективные менеджеры», которым безразлично где «пилить» бюджетные деньги, на космодроме «Восточный» или в Сколково.