13 января 2022 года моему отцу Владимиру Сергеевичу Непогодину исполнилось 65 лет. Он родился в Бобруйске, детство провел по адресу Пушкина, дом 205 – всего один квартал от стадиона «Спартак». Вспоминая свое детство, отец мне постоянно рассказывал, что играл в футбол с Александром Прокопенко и его младшим братом Виштой. Отец неоднократно говорил, что в Бобруйске еще видя игру школьника Саши Прокопенко весь город понимал, что он вырастет в главную звезду минского «Динамо». В декабре я зашел в клубный магазин футбольного минского «Динамо» и увидел книгу об Александре Прокопенко, написанную его сыном Дмитрием в соавторстве с журналистом Сергеем Лисичкиным. Книгу моментально купил как подарок отцу на день рождения, через несколько дней лично познакомился с Дмитрием Прокопенко, а с вами, дорогие читатели, хочу поделиться впечатлениями от прочтения.
Мелания Максимовна Непогодина (жена старшего брата моего деда) преподавала у Александра Тимофеевича Прокопенко в школе № 5 Бобруйска. Ольга Савельевна Прокопенко, мама Александра Тимофеевича, преподавала белорусский язык и литературу у Шуры из группы «БИ–2» в школе № 2 Бобруйска. Шура из «БИ-2» рос в Бобруйске непосредственно возле стадиона, носящего сейчас имя Александра Прокопенко. Самый известный носитель моей фамилии, в честь которого названа типография в Бобруйске, был тоже по имени отчеству Александр Тимофеевич, как и Прокопенко. Футболист Прокопенко любил читать, чего не скажешь о современных игроках.
Отец хотел видеть меня образованным человеком и еще в советское время покупал много книг для меня. Но из тысяч книг домашней библиотеки я прочел в школьные годы из художественной прозы только Андрея Платонова (которого сам отец терпеть не мог) и Владимира Набокова – от советской литературы и разрешенной переводной меня тошнило, тянуло к подлинной русской культуре. И я с удовольствием прочел из отцовской библиотеки книгу Игоря Фесуненко «Пеле, Гарринча, футбол…» Так вот, читая книгу об Александре Прокопенко, сразу напрашиваются аналогии с Гарринчей – самородок из глубинки, любимец народа, художник мяча, душевная доброта, слабость за пределами футбольного поля, депрессия и забвение после окончания карьеры, проблемы с алкоголем, ранняя нелепая смерть. Прокопенко – наш Гарринча.
В конце восьмидесятых мои родители ютились в Одессе в крохотной коммунальной комнатушке. На самом видном месте в ней висел футбольный вымпел «Динамо Минск – Чемпион СССР 82» с автографами игроков легендарной команды. А в шухлядке лежал справочник «Золотой сезон минского Динамо» авторства Болдырева и Кострова. В детстве постоянно листал его, рассматривая фотографии Прокопенко, Гуриновича, Алейникова, Пудышева. Пропитался болением за минское «Динамо» с пеленок. Отец часто говорил о чемпионстве минского «Динамо», но самые восторженные слова всегда были о земляке Прокопенко из Бобруйска.
Главное в книге об Александре Прокопенко – передана светлая, теплая, ламповая атмосфера того времени. Все известные минчане дружили между собой и постоянно собирались в ресторанах погулять и поболтать. Крестным Дмитрия Прокопенко стал барабанщик «Песняров» Александр Демешко. Получилась книга о добродушности, открытости и гостеприимстве всего белорусского народа. Я застал еще остатки той эпохи в детстве и, признаюсь, скучаю по ней, хотя не склонен к ностальгии и привык сосредотачиваться на визиях будущего.
В 1993 году в Бобруйске «Фандок» обыграл 3:2 минское «Динамо» с Белькевичем и Хацкевичем в составе. Игру сделали близнецы Градобоевы Эдуард (прозвище Дюля) и Игорь (прозвище Брат). Первые два гола забил Игорь. Победный гол забил Эдуард в падении головой находясь в километровом офсайде. Магия в чистом виде – близнецы и судьи не замечают, как из офсайда забивают сильнейней команде страны. Сегодня уже нет с нами Игоря Градобоева и Валентина Белькевича. Исчезла и магия в белорусском футболе.
Зимой я делал интервью в холле гостиницы «Минск» с известным социологом Евгением Эдуардовичем Копатько. По утрам читал книгу о Прокопенко, а после обеда занимался активностью в медиа. Так вот холл гостиницы «Минск» мне не понравился, ощущал себя не в своей тарелке. Необъяснимый дискомфорт. На следующий день проснулся с рассветом, открыл книгу, читаю и прозреваю. Оказывается, Александр Прокопенко скоропостижно скончался, подавившись шашлыком в холле гостиницы «Минск». В одесском футболе был своей легендарный Прокопенко – Виктор Евгеньевич тоже скоропостижно скончался, только причиной смерти стал разрыв тромба.
Прокопенко – искусственная фамилия Александра Тимофеевича. На памятниках бабушке и дедушке Александра Тимофеевича в деревне Подъясенка Бобруйского района написана фамилия «Прокопеня». Меня эта история не удивляет. В Бобруйске у моего прадеда на могиле фамилия «Мороз», а у его дочери уже на могиле фамилия «Морозова» – искусственно русифицировалась. Александр Прокопенко похоронен в деревни Токари Бобруйского района и я обязательно побываю на его могиле в память о старшем товарище моего отца по детским футбольным баталиям.
Умер Александр Тимофеевич Прокопенко. Умер Анатолий Тимофеевич Прокопенко. Умер Виктор Тимофеевич Прокопенко. А я и мой отец остались живы, несмотря на злоупотребление алкоголем – мы оказывались на грани жизни и смерти из-за трагического стечения обстоятельств, но остались с вами. Теперь я очень хочу, чтобы Дмитрий Александрович Прокопенко пригласил меня и отца принять участие в следующем матче памяти Александра Тимофеевича Прокопенко в знак дружбы между нашими семьями.
Магическое, чудесное, волшебное место Бобруйск. Иногда в Бобруйске рождаются настоящие гении, но только современники порой не в состоянии оценить их по достоинству при жизни. На ютубе мало фрагментов игры Александра Прокопенко, но по ним достаточно понять, что это был тонкий и техничный футболист. Гол пяткой в ворота киевлян дает наглядное представление о неординарном игровом мышлении Прокопенко. Светлая память легендарному Александру Тимофеевичу Прокопенко. Почет и уважение Дмитрию Александровичу Прокопенко, бережно хранящем память о своем отце. Рекомендую ознакомиться с книгой «Александр Прокопенко. Народный футболист» – душевный труд!
Всеволод НЕПОГОДИН