Фестивальная форма литературного общения, с середины нулевых получившая широкое распространение в стране и за рубежом, предоставила писателям – в том числе и начинающим – целый спектр соревновательных и коммуникативных возможностей. Ориентируясь на конкретную проблематику своего города или края, литературные фестивали вполне способны решать серьезные социокультурные задачи. Каждый из них ставит определенные цели, создаёт свою смысловую основу, свой уникальный образ.
Есть фестивали, акцентирующие просветительскую деятельность, привлечение и воспитание читателей. Есть и другие, тяготеющие более к свободному общению и его досуговым формам – они обычно создают свой круг авторов и становятся преимущественно местом и временем встречи друзей…
Конечно, социокультурная значимость этих фестивалей различна, неизбежно возникают и весьма спорные аспекты. Например, фестивали, которые проводятся на коммерческой основе, дают возможность широкого высказывания для литературной самодеятельности, но в конечном итоге это идет в ущерб собственно литературе… Да и чрезмерная вовлеченность в насыщенную фестивальную жизнь страны для литератора чревата, поскольку смещает приоритеты с внутренней сосредоточенности на внешнюю событийность, на успех в литературной «тусовке». Но в этих случаях мы видим скорее издержки формы, возникающие при недостатке содержания. Вообще тема хороша для масштабного обзора, тем более что большинство фестивалей создается преимущественно из понимания насущной необходимости тех или иных культурных смыслов для своих области, города, края, на энтузиазме организаторов, – зачастую даже без административной поддержки.
В плане создания своего уникального образа, смысловой насыщенности, масштабности социокультурных задач очень интересен фестиваль-конкурс «Русский Гофман», который организуют и проводят в Калининграде писатели Дмитрий Воронин, Борис Бартфельд и Игорь Ерофеев. В этом году фестиваль прошел уже в пятый раз, правда, по известным причинам его перенесли с традиционной весны на осень – время, впрочем, не менее поэтическое.
Конкурсная часть фестиваля была традиционно представлена широкой географией – 900 участников из 21 страны. Конечно, столь очевидная популярность дает больше возможностей вывести в финал самые достойные произведения в нескольких жанрах: поэзии, прозы, сказочной прозы (Гофман обязывает!) и публицистики, и в этом ключе «Русский Гофман» работает на отбор и пропаганду действительно качественной современной литературы. Для многих авторов, особенно молодых, выход в финал конкурса становится серьёзным признанием – работы жюри рассматривает анонимно, имея дело только с текстами. Как и другие достойные литературные конкурсы, «Русский Гофман» формирует круг авторов, следит за их ростом, постоянно расширяет круг экспертов и вовлекает в основную, фестивальную программу новых участников.
Это напрямую соотносится с концепцией фестиваля, в которой точно и актуально соединены в целое историческая, социокультурная и литературная специфика края. Калининградская область – бывшая северная часть Восточной Пруссии. В ходе колонизации этих земель рыцари Тевтонского ордена с XIV века основывали здесь укрепленные замки, а в последующие столетия немецкие колонисты создали свою сельскохозяйственную, бытовую культуру, просуществовавшую вплоть до второй половины ХХ века.
Так или иначе, а стратегические интересы России здесь были представлены всегда, хотя Калининградская область вошла в состав нашей страны в 1946 году. И сегодня руины замков, кирхи, хозяйственные постройки начала ХХ века, небольшие приморские города со своей особенной архитектурной стилистикой и атмосферой представляют собой уникальное историческое наследие, создают неповторимый колорит края. Почти полвека здесь бытовала и могучая советская эпоха, впоследствии многократно оболганная и обруганная.
Вопрос отношения к ценностям – архитектурным, бытовым, историческим, – не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он сохраняет свою остроту и сегодня: рыцарство, католичество и протестантство, немецкая бытовая культура в своей основе чужды русской культуре, а советская эпоха искусственно противопоставлена новому времени, и создание единого смыслового, культурного пространства в этих условиях – задача не из простых.
Есть несколько различных подходов к решению этой проблемы: где-то историческая память активно стирается, а история переписывается наново; в других случаях отверженное прошлое восстает и мстит, начиная буквально стирать настоящее. Но есть и особый культурный подход, который можно назвать имперским: освоение, включение в социальный контекст всего того, что обретено в результате исторических коллизий. Собственно, именно этот подход во все времена и обеспечивает процветание империй, их рост и умножение богатства. И сегодня, в условиях глобального переформатирования мира, шаткости его прежде устойчивых конструкций, для нашей культуры способы приращения смысла, модели культурного собирания и упорядочивания пространства становятся жизненно важными.
И в этом плане концепцию «Русского Гофмана» можно назвать действительно имперской. Литературное событие становится масштабной культурной акцией, когда с историческими ценностями края знакомятся приехавшие из разных городов страны писатели, особенно молодые (а в этом году среди финалистов было много молодежи): именно писатели создают образы места, времени, событий, людей, и даже один точный эмоциональный образ способен заслонить собой потоки информации и дезинформации. Исторический, культурный, художественный образ края делает его привлекательным на всех уровнях, от инвестиционного до туристического.
Организаторы «Русского Гофмана» глубоко увлечены краеведением, и фестиваль буквально погружает гостей в уникальную историю Калининградской области. Дмитрий Воронин и Борис Бартфельд провели для финалистов великолепные экскурсии по Калининграду, Светлогорску, Гвардейску, Черняховску и другим городам области, раскрыли необычайную историческую насыщенность края и современную значимость его для России. Это касалось и природной достопримечательности – легендарного национального парка «Куршская коса».
История стала и пространством, в котором развернулся актуальный литературный диалог: он начался в зале библиотеки имени Горького, которая находится в историческом районе города, продолжился в историко-художественном музее Калининграда. Конкурс «Живое чтение» прошел в Светлогорске у «Дома сказочника», выступления финалистов конкурса – в музее Мирового океана, в кают-компании легендарного научно-исследовательского судна «Витязь» – а это памятник могучей советской эпохи, переоборудованный немецкий корабль «Марс» (какая яркая символика имен!), который под флагом Академии наук СССР совершил 65 научных рейсов, прошел около 800 000 миль, измерил Марианскую впадину… Здесь сформировалась школа отечественной океанологии, а в библиотеке музея собрана уникальная коллекция художественной маринистики. Книги не просто для досуга – наука в советскую эпоху шла об руку с литературой, не выпуская из внимания главную цель: развитие способностей и возможностей человека.
Торжественная церемония награждения победителей конкурса «Русский Гофман-2020» состоялась в зале замка Инстербург. Столетия не пощадили замковых сооружений, почти все они остаются в руинах, но то, что возможно, сегодня восстанавливается и становится привлекательным для туристов, познавательным для детей – а в атмосфере фестиваля создает неповторимый культурный колорит события. Еще одно выступление прошло в замке Вальдау. Подаренные нынешним хозяевам замка книги стали первым вкладом в создание современного аналога легендарной Серебряной библиотеки герцога Альбрехта – что из этого получится, пока сказать сложно, но само действо получилось символичным.
Традиционной составляющей фестиваля стали презентации новых книг: прозаик, редактор «Литературной газеты» Максим Замшев представил свой новый роман «Концертмейстер», а поэт Владимир Шемшученко – новую книгу «Мысль превращается в слова». Вечерние мастер-классы прошли для тех участников, которые хотели побеседовать с членами жюри о своих работах. Особенно популярными были мастер-классы Натальи Гранцевой – редактора журнала «Нева», уже несколько лет активно работающей в жюри.
За 5 лет существования «Русский Гофман» создал свой особенный стиль, в котором сочетаются просветительские и досуговые формы, профессиональная требовательность и дружеская простота общения, но самое главное в итоге – Калининград благодаря фестивалю стал местом притяжения для писателей России и зарубежья.
Создание таких «мест притяжения» – добрый знак нашего непростого времени. Фестивальная форма литературной работы дает возможность писателям лучше узнать свою огромную страну, связать ее смыслами воедино. Активный нарастающий процесс сборки рассыпанного к началу нового века литературного пространства, соединяющие его силовые линии литературы – один из немногих, но сильных аргументов в пользу того, что в перипетиях глобального переформатирования у России и ее культуры, безусловно, есть будущее.
Нина ЯГОДИНЦЕВА, Челябинск