Фестиваль искусств «Горький+», ведущий свою историю с 2022 года, рассчитан на три летних месяца и три города, тесно связанных с классиком русской литературы. В июне масштабный горьковский фестиваль принимал Нижний Новгород, только что – Казань, а с 27 по 31 августа фестивальные мероприятия пройдут в Москве. И каждый раз – это три разных программы, демонстрирующие разного Горького. В нынешнем году тема смотра – осмысление горьковского творчества в ключе классических приемов и форм искусства.
Казанская часть фестиваля включала более 50 культурных событий: открытые кинопоказы, концерты, спектакли, цирковые шоу, выставки и театральную лабораторию. Хедлайнерами в столице Татарстана стали как звезды театра и кино: Евгений Миронов, он – арт-директор фестиваля, Авангард Леонтьев, Ольга Остроумова, Юлия Пересильд, так и студенты Школы-студии МХАТ.
Зрителей ждали на разных площадках: в Лядском саду была представлена фотовыставка, посвящённая творчеству Максима Горького, в Тайницкой башне Казанского Кремля разместилась мультимедийная инсталляция «Несвоевременные мысли», у Центра семьи «Казан» прошло цирковое шоу «Горькийлэнд 3.0», вдохновлённое произведениями писателя и его юношеским желанием стать артистом цирка, а самые массовые и статусные события проходили в новом здании театра имени Камала.
О театре, возведенном недавно на берегу озера Кабан, стоит сказать особо. Он был построен по результатам международного конкурса, где победил проект японца Кэнго Кумы. По сути, это целый театральный квартал, масштабный, смелый и необычный. Здание имеет сложную форму, специалисты относят его стилистику к деконструктивизму, выглядит оно очень эффектно и объединяет несколько залов. Город получил уникальную архитектурную достопримечательность, которая, как и всякая небанальная постройка, у одних вызывает восторг, а у других недовольство, а не только многофункциональный культурно-выставочный центр.
Евгений Миронов, который с аншлагом провел на главной сцене театра две читки горьковских рассказов с музыкантами, назвал его чудом и произведением искусства.
Произведения Максима Горького популярны (или известны) во всем мире. Международный статус фестивалю придало участие молодых режиссёров из стран БРИКС: китаянка Лю Ичень представила эскиз пьесы «Дети солнца» (его играли на татарском), а индус Мохит Такалкар работал с текстом «Вассы», перенеся действие в наше время. Преодоление языкового барьера было, по словам постановщиков, самым сложным.
Разумеется, особый акцент был сделан на местный контекст. К примеру, режиссёр Елизавета Бондарь представила спектакль-мокьюментари «Одна фотография Максима» – о казанском фотографе, который был увлечен личностью Горького. Музыкальный проект «Горький в музыке» подготовили на татарском языке Искандер Нуризянов и Эльмира Калимуллина вместе с Yummy Music Band.
Ярким событием фестиваля стал приезд гостей и участников фестиваля в село Красновидово, что на правом берегу Волги, в 90 км от Казани, где молодой Алексей Пешков, еще не писатель, жил и работал несколько месяцев в 1888 году. Здесь в 1972 году был создан первый и единственный сельский музей, посвященный Горькому. Сейчас это своего рода сельский клуб, центр местной культурной жизни. Красновидовцы стали первыми зрителями сделанного специально для фестиваля документального фильма «Горящий Горький». Он снят с большой любовью к этим местам, с юмором и с использованием искусственного интеллекта. Его представил режиссер Алексей Федорченко, «ожививший» для своей короткометражки исторические фотографии. Кроме Горького, село посещали и другие знаменитости – Екатерина II и Юрий Гагарин, они тоже оказались среди героев фильма, как и местные жители.
Влад ВАСЮХИН