С 22 по 25 октября в Государственном академическом центральном театре кукол имени Сергея Образцова пройдет I Межрегиональный фестиваль детских театров кукол «Образ». Среди участников – Сочинский театр кукол «Саквояж» Романа Соколовского, который 23 октября представит на прославленной сцене премьерный спектакль «Сон о Дон Кихоте», поставленный по мотивам пьесы Евгения Шварца совместно с юными актерами детской театральной студии «Парафраз». Сочинцы и гости курорта по достоинству оценили реализацию смелого замысла талантливого режиссера 16 октября в РДК «Центральный», где и приютилась мобильная шапито-резиденция Страны Оз.
Для летней столицы Роман Соколовский, лауреат международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, обладатель почетного знака «Признание и почет сочинцев», – живая достопримечательность и... волшебник, кукольные чудеса которого знают и любят малышня и взрослые далеко за пределами Сочи.
«Саквояж», созданный в 1999 году и насчитывающий в своем репертуаре десятки постановок по произведениям литературных классиков, успешно гастролирует, удостаиваясь оваций публики и высоких оценок экспертов. Отметился на знаковых сценических площадках. Например, в Московском театре «Современник» в 2020 году в рамках Всероссийского фестиваля-конкурса «Культура – это мы» в номинации «Театральные коллективы» одержал победу со спектаклем «Каштанка. История клоуна» по мотивам рассказа Антона Чехова.
Объездил Кубань и Ростовскую область с инклюзивной постановкой для людей с нарушениями зрения по повести Федора Достоевского «Белые ночи», созданной в 2018-м на средства гранта Фонда «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова. Изобилует громкими именами афиша и нынешнего октября. Авторский кукольный театр под сенью пальм приглашает в гости к сказкам Редьярда Киплинга «Любопытный слоненок», Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница», братьев Гримм «Братья Гримм и часовой шкаф». А в сентябре, наряду с хитами сезона («Муми-тролль и большое наводнение» Туве Янссон, «Маленькая ведьма» Отфрида Пройслера, «Сказки Макондо» Габриэля Гарсиа Маркеса, «Лист работы Ниггля» Джона Рональда Руэла Толкина...), вышла премьера – «Человек с луны» по мотивам произведений Дональда Биссета.
Каждый спектакль – удивительная атмосфера, сотканная в том числе из удачно подобранных музыкальных произведений, элементов театра теней и интерактивного шоу, а также с помощью видеопроекций. Рукотворных «актеров» собственного изготовления в труппе – несколько сотен: планшетные, штоковые, чердачные, перчаточные и ростовые куклы, маппеты и тростевые марионетки. Из полимерного пластика и ткани, папье-маше и поролона. Некоторые – например, винтажные «чердачники» – покрыты специальным раствором кофе и корицы, поэтому даже благоухают, как «свежего утра глоток». Каждая – маленький шедевр. У каждой – яркая индивидуальность и удачливая судьба. Фантазия их папы Карло (и одновременно великого Гудвина!) не знает границ, наделяя сказочных отпрысков незабываемыми чертами лиц и характерами.
После представлений, по заведенной традиции, юные зрители имеют возможность подняться на сцену и подержать в руках полюбившихся героев спектаклей, сфотографироваться с ними. Счастье, переполняющее в такие моменты малышей и лучащееся в их глазах, неизменно приводит в восторг пап и мам, бабушек и дедушек. И те впоследствии с удовольствием отслеживают репертуарные новинки «Саквояжа».
А еще на одном из сочинских телеканалов есть детская программа «Портал чудес» с путешествиями в мир небылиц и легенд в сопровождении Романа и его кукол. Есть выступления в санаториях и пансионатах, рассчитанные на более взрослую аудиторию – как у Образцова, начинавшего с эстрадных номеров в пародийном стиле и высмеивавшего пошлость с обывательским мещанством. Есть общегородские праздники и шоу, на которые коммуникабельного и искрящегося жизнелюбием Соколовского часто приглашают в качестве ведущего...
Он родился в Москве 42 года назад. В возрасте 5 лет с родителями переехал в Сочи. Окончил Сочинское училище искусств (теперь – колледж) по специальности «Режиссура драматического театра» и Высшую школу деятелей сценических искусств имени Геннадия Дадамяна: специальность – «Режиссура театра кукол» (курс Бориса Константинова). Кстати, познакомился с главным режиссёром главного кукольного театра России на Международном фестивале театров кукол стран Причерноморья, проходившем в Сочи в 2011-м. Тогда Борис Анатольевич привез в олимпийскую столицу свой спектакль «По ту сторону Гоголя», поставленный в Сахалинском театре кукол. Представление островитян произвело на сочинца неизгладимое впечатление, а смышленый и одаренный парень, в свою очередь, обратил на себя внимание признанного мастера. Увидев постановки «Саквояжа», Константинов настоятельно посоветовал Соколовскому поступать в ВШДСИ.
– Кукольные спектакли обожаю с детства, – улыбается Роман. – Спасибо бабушке и дедушке, взлелеявших во мне эту любовь и всегда поощрявших мои домашние спектакли! Первую в своей жизни куклу смастерил из банки оранжевой эмалевой краски и маминого халата – последствия выступления устранялись при помощи ацетона, но без постановки «в угол»...
Ходил в кукольный кружок при Дворце пионеров. Не пропускал кукольных представлений в Парке «Ривьера», куда на гастроли нередко приезжали Театр имени Образцова, коллективы из Челябинска, Омска...
Будучи студентом и по окончании училища работал с профессиональными куклами на ГТРК «Сочи» в телепередаче «Здравствуй, это – я!». Многому в то время меня научили замечательные сочинские кукольники Ольга и Аркадий Семеновы. Позднее в высшие тайны профессии посвятили мои столичные учителя – кукольные боги Борис Константинов, Евгений Ибрагимов, Виктор Антонов...
Знаете, творчество безгранично, искусство вечно, а мастеров своего дела вокруг немало. Надо лишь уметь слушать и слышать. Помню, на Международном фестивале театров кукол стран Причерноморья был потрясающий десятидневный (!) мастер-класс «Воплощенное воображение» итальянских театральных художников Мариэллы Карбоне и Антонио Д’Арко! Они обучили нас, в частности, интересной технологии изготовления папье-маше, когда форму не высушивают. А какие маски и костюмы для ростовых кукол создавали итальянцы?!
Театр кукол в мире очень популярен среди взрослых и развивается невероятно быстрыми темпами. Ремесленническую свежесть чувств питают творческие лаборатории и постоянное общение с коллегами. На одной из международных летних театральных школ в Москве, участие в работе которой приняли ребята из США, Канады, Чили, мы с Борисом Анатольевичем и Евгением Николаевичем ставили «Как закалялась сталь» Николая Островского. Всего за месяц! При помощи бытовых предметов и ассоциаций – с минимумом слов и кукол. А кукольников в нашей команде было трое-четверо, остальные – драматические актеры, которые сначала никак не могли взять в толк смысл наших действий: из каких-то кирпичей строим какие-то стены.... Зато потом, приблизившись к результату, они испытали такой восторг! Как и зрители.
Похожая реакция была на премьере «Сна о Дон Кихоте». Казалось бы, где – роман Сервантеса, где – пьеса Шварца, где – наш неромантический век? Но мальчику снится сон о рыцаре, сражающемся за справедливость. И публика с упоением погружается в фантастическую реальность, рождающуюся на ее глазах. Спасибо за мастерство всем помощникам-единомышленникам!
Коллектив у нас небольшой: актеры – Максим Перов, Виктория Князькина, Валентина Обидейко, Владимир Петров, звукорежиссер – Александр Махота, музыкант Биг-бэнда Сочи. Такая же честь для меня, что с нами сотрудничает знаковый сочинский дизайнер Роман Пестов. На днях он одержал очередную профессиональную победу – с коллекцией «Варвара» на XX Фестивале моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева» в номинации «Костюм – художественная идея», а буквально за неделю до премьеры спектакля о Дон Кихоте искусно и стильно одел героев-людей.
Сейчас у «Саквояжа» в работе два новых проекта – «Люся Life» о Людмиле Гурченко, у которой в конце 90-х мне посчастливилось брать интервью для местного телевидения, и «Старуха Изергиль» по рассказу Максима Горького. На языке кукольных метафор и символов обе истории могут получиться заразительными и способными даже во взрослом растормошить внутреннего ребенка.
Кукла, оживляемая человеком, в своих сценических проявлениях, на мой взгляд, подлиннее его, правдивее. Люблю кукольный мир за честность!
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ
Фото из личного архива Романа Соколовского