В Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» отметили годовщину выхода в свет постановления Совета народных комиссаров, которым мемориальные пушкинские места под Псковом Михайловское, Тригорское и могила А.С. Пушкина в Святогорском монастыре были официально объявлены Государственным заповедником «Пушкинский уголок». Накануне этого дня постановлением администрации городского поселения «Пушкиногорье» Пушкиногорского района Псковской области площадь на пересечении улицы Ленина и улицы Новоржевской в рабочем посёлке Пушкинские Горы получила название «Площадь имени Александра Сергеевича Пушкина». Такое решение в год 225-летия поэта власти приняли в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Пушкиногорье» и другими действующими нормативными документами по ходатайству Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» и согласно вынесенному по этому ходатайству решению Собрания депутатов муниципального образования «Пушкиногорье».
В музее пояснили, что речь идет о площади перед Анастасьевскими воротами Святогорского Свято-Успенского монастыря, где на Святой (Синичьей) горе находится могила Александра Сергеевича Пушкина и семейный некрополь Ганнибалов и Пушкиных. Именно со стороны этой площади, Пушкин при жизни приходил в монастырь из Михайловского. Напротив входа в обитель, с другой стороны площади, расположен памятник поэту работы известного советского скульптора Екатерины Белашовой. Скульптура — также по инициативе и стараниями Пушкинского Заповедника и его первого послевоенного директора С.С. Гейченко — была установлена в поселке в 1959 году, в дни празднования 160-летия со дня рождения поэта.
Добавим, что к дню рождения музея в этом году в «Михайловском» создали и уже представили первым зрителям самый масштабный портретный проект музея за всю его послевоенную историю — выставку «225. Галерея портретов А.С. Пушкина». В экспозицию вошло 225 портретных изображений поэта из разных музейных коллекций: 105 живописных полотен и графических листов и 85 скульптурных портретов и произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе — портреты Пушкина на фарфоре, стекле, коже, ткани, дереве, бисерное шитье, марки, почтовые конверты и карточки, значки, столь популярные во второй половине ХХ века и памятные медали, проч., проч.
Наиболее ценными здесь, бесспорно, являются прижизненные изображения поэта. Этот ряд представлен, например, оттиском гравюры, созданной в 1827 году Николаем Уткиным, русским рисовальщиком и гравёром, одним из крупнейших мастеров позднеклассицистической гравюры резцом и репродукционной гравюры первой половины XIX века. Другая гравюра, которую посетители выставки смогут увидеть во все подробностях, выполнена английским художником Томасом Райтом. Считается, что поэт сам заказал Райту этот портрет для готовившегося собрания сочинений. Предварительный рисунок был сделан с натуры в конце 1836 года и, к сожалению, не сохранился. Вошло в экспозицию и несколько списков со знаменитого пушкинского портрета, созданного Орестом Кипренским и поразившего своим сходством с оригиналом и самогó Пушкина — «Себя как в зеркале я вижу…», и его современников. Одна из таких копий в 1862 году была сделана свободным художником Псковской губернии художником Семёном Мошиным, еще две — академиками ИАХ гравером Василием Матэ (1899) и Михаилом Рундальцовым (1902), etc.
Наиболее развернутый раздел новой выставки — работы художников второй половины ХХ века, а около ста живописных и графических работ, представленных на выставке «225. Галерея портретов…», созданы уже в XXI веке.
Кроме того, по случаю дня рождения «Михайловского» известные столичные музыканты Катерина Анохина (цимбалы) и София Каландадзе (арфа) дали в Святогорье концерт «Воспетая мудрость. По сказкам Пушкина». В программу вошли оригинально аранжированные пьесы русских композиторов XIX и первой половины ХХ столетия на пушкинские сюжеты: сочинения М.И. Глинки, К.Н. Лядова, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, Н.К. Метнера — как классические «шлягеры», так и опусы почти неизвестные широкому слушателю.
Лидия ТОКАРЕВА