«И встреча мне была бы чрезвычайно приятна…»

К 100-летию со дня рождения композитора Яна Френкеля в Оренбурге открыли памятный знак. Наверное, автор музыки знаменитых «Журавлей», «Русского поля», «Калины красной» сильно бы удивился, увидев свою грампластинку, исполненную в граните. Необычная мемориальная доска появилась на стене дома, куда с началом Великой Отечественной войны он приехал из Киева вслед за родными. «Оренбург – это город, который приютил многих во время войны, в том числе и мою семью. У отца там сестра жила, на улице 9-го Января, я очень хорошо помню это название», – голосом самого композитора, архивной фонозаписью оренбургского радио 1978 года началась церемония открытия мемориальной доски Яна Френкеля.

Официальная дата 100-летия со дня рождения народного артиста, лауреата Государственной премии СССР отмечается 21 ноября этого года. В действительности Ян Френкель немного моложе – как раз в Оренбурге (во время войны город назывался Чкалов) 17-летний Ян «добавил» себе целых 4 года, чтобы его приняли в Чкаловское училище зенитной артиллерии.

Когда в сентябре 1941 года Киев заняли фашисты, отец будущего композитора Абрам Натанович Френкель с мачехой Яна Марией и его сестрой Зоей отправились в эвакуацию в Оренбург к своей сестре Гинде Шейниной. Ян, отставший от родных, прибыл сюда месяцем позже. Он проходил мимо по улице, когда тетя случайно увидела его долговязую фигуру в окно. В первое время жизни в Оренбурге мальчик помогал отцу стричь в парикмахерской, а когда удалось приобрести скрипку, стал подрабатывал игрой в кинотеатре «Октябрь». Все это время Френкели жили в центре города в старинном купеческом двухэтажном особняке. Согласно спискам эвакуированных, в этом доме тогда ютилось не менее трех десятков беженцев из Украины, Белоруссии, Москвы. В сентябре 1942 года Ян поступает в военное училище, он окончит его через год и отправится на фронт. По словам композитора во время учебы в Оренбурге он напишет свою первую песню «Шел пилот по переулку». Ни слов, ни нот этого произведения до настоящего времени найти не удалось.

Нашелся внук той самой сестры отца Яна Френкеля, к которой семья приехала в эвакуацию. Александр Шейнин – коренной оренбуржец, никогда особо не афишировавший своих семейных связей с Френкелями. А в ночь перед торжествами в Оренбурге откликнулся и внук Яна Френкеля, названный, кстати, в честь деда, живущий в Америке и служащий музыкантом береговой охраны США.

Оренбургский благотворительный фонд «Евразия», на протяжении 20 лет осуществляющий работу по поиску выдающихся людей, чьи судьбы самым тесным образом связаны с Оренбуржьем, запланировал в год 75-летия Победы и в преддверии юбилея Яна Френкеля увековечить его память в Оренбурге установкой мемориальной доски. Фонд сделал это за свой счет, не обращаясь в нынешний тяжелый год к спонсорам. И традиционно нашел понимание и поддержку властей города Оренбурга и Оренбургской области. Как и собравшиеся по случаю такого события простые горожане, вице-губернатор Татьяна Савинова и заместитель главы города Оренбурга Елена Иванова стояли не шелохнувшись на крепком уральском морозце, а над городом, словно с небес, вновь звучал негромкий баритон Яна Френкеля: «Я испытываю особое чувство благодарности, любви к Оренбургу, к людям, которые там жили и живут. И встреча мне была бы чрезвычайно приятна...»