12 августа 2014 г. в Выборге в рамках XXII кинофестиваля "Окно в Европу" состоялась встреча прозаика, критика и драматурга, главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова с гостями фестиваля и поклонниками его пера.
Город тепло встретил писателя в стенах шедевра скандинавской архитектуры - библиотеки имени Алвара Аалто. Кратко очертив спектр тем, возможных к обсуждению, мастер предложил собравшимся в большом количестве гостям перейти к диалогической форме общения и задавать вопросы.
Первый вопрос коснулся критической мысли как таковой и Юрий Михайлович сказал, что как человек, живший в разных эпохах, считает советскую кинокритику более объективной, чем современную. «Она была ограничена в идеологических аспектах, но в эстетических куда более независима и свободна. Мы стараемся в своей газете вернуться к такому уровню объективности». В целом писатель посоветовал ориентироваться не на издания, а на конкретных критиков. «Неважно, какой журнал - либеральный, консервативный, авангардный - это не имеет значения. Я еще не встречал такой ситуации, чтобы главный редактор какого либо издания сказал своему журналисту - вот, это хороший фильм, но мне надо, чтобы ты его раздраконил». Писатель выразил уверенность, что всякая ангажированность критика всегда заметна, а ценность представляет только искреннее мнение и чувство автора рецензии. “Мы стараемся в нашей газете использовать творчество не ангажированных людей. У нас часто бывает так, что мне не понравится какой-то фильм, а наш критик его хвалит. То же с книгами - писателю редко нравятся книги собратьев по перу, но я не навязываю свою точку зрения». Писатель обобщил ситуацию в современной критике: «Беда нашей критики, особенно что касается старшего поколения, что они довоевывают на баррикадах 1991-93 годов”, что сильно влияет на оценку творчества того или иного автора. Юрий Поляков проиллюстрировал эту мысль историей о своей статье о расстреле Белого дома в 1993 году «Оппозиция умерла. Да здравствует оппозиция!», после которой Юрий Михайлович стал «нерукопожатным» в среде либеральных журналистов, даже для редакции «Литературной газеты», одним из самых популярных авторов которой до этого он был. «Это было смешно - выйти на работу главным редактором в издании, в котором твою фамилию даже не упоминают!»
Разговор о природе и психологии творчества перемежали истории о соратниках и коллегах, писателях и драматургах - за годы творчества Юрий Михайлович накопил потрясающую коллекцию историй и аналитических выкладок, которых бы с лихвой хватило на десятки кинокартин. Одним из посланий к собравшимся стал призыв к созданию искусства, которое основывалось бы на деталях из жизни, а не строилось бы на фрагментах и цитатах из образцов чужого творчества.
По традиции встреча закончилась аплодисментами и долгой раздачей автографов.
Видеозапись встречи можно посмотреть здесь >>