В середине прошлого века невероятную популярность имели монографические концертные программы. День сегодняшний – время «сборных солянок». Редкое возвращение к подзабытому жанру, как, например, новая программа ГСО РТ, посвященная музыке Камиля Сен-Санса – неопровержимое доказательство, что настоящая глубина постигается давно проверенным методом основательного погружения.
Судьба французского классика схожа с участью других авторов, кому удавалось попасть в «плей-лист» массовой культуры. Известны и часто исполняются многие его произведения, «Карнавал животных» или опера «Самсон и Далила», однако другая достойная музыка, но требующая чуть более «настроенного» восприятия, нередко остается без должного внимания. В определенной степени Госоркестру Татарстана под управлением Александра Сладковского удалось исправить ситуацию.
Следует отметить, что комплексный подход к представлению слушателям музыкального наследия – счастливое свойство ГСО РТ. Коллектив уже выпустил «Антологию музыки композиторов Татарстана», все симфонии и инструментальные концерты Шостаковича, в прошлом году представил бокс «Чайковский-2020», где собраны почти все симфонические произведения Петра Ильича. И подход музыкантов к работе над такими необъятными проектами абсолютно лишен поверхностности: да, с чем-то в интерпретациях иногда можно и поспорить, но в безыдейности мы не упрекнем никогда.
С такой же степенью концептуальности получился московский вечер, посвященный Сен-Сансу. «Алжирская сюита» в исполнении ГСО РТ сложилась предельно цельно. Сразу слышно, что Сладковский сознательно добивается ощутимой образности, предусмотренной композитором: такой эффект удается дирижеру благодаря выверенному колористическому звучанию всех групп оркестра, в особенности деревянных духовых. Кроме того, каждая жанровая смена оказалось хорошо подчеркнута, а это особенно ценно, поскольку жанровое многообразие в крупных полотнах – черта стиля Сен-Санса.
В Концерте для виолончели с оркестром солировал лауреат Конкурса Чайковского Александр Рамм. Ему всегда было присуще интересное сочетание: утонченность звука без малейшей потери мужественного начала. Особенно хорошо это подошло к знаменитому «Лебедю», сыгранному на бис. В Концерте же особенное значение имеет понимание драматургии, поскольку Сен-Санс отказался от трехчастной структуры в пользу непрерывного музыкального развития. Думается, и оркестру, и солисту удалось быть «на одной волне», выстроить единую драматургическую линию, но все же и не лишить слушателей подробностей, заключенных в появлении новых контрастных тем, например.
Без сомнений, кульминация программы – Третья симфония, которая звучит сейчас крайне редко. Произведение сродни проверке на прочность для музыкантов: невероятно динамичное, в нем столько деталей, что следить за процессом исполнения – безумно любопытно. «Испытание Сен-Сансом» выдержали все. Симфония не зря имеет подзаголовок: «С органом». Ключевую партию короля инструментов харизматично, с ощущением свободы и объема исполнила Евгения Кривицкая. Достигнутый идеальный баланс в грандиозной, а кому-то даже может показаться, что чуть ли не перенасыщенной партитуре – общий успех и музыкантов, и дирижера.
Результат монографической программы с музыкой Сен-Санса – редкий по качеству. И как отрадно заметить, что, скорее всего, проект возник, прежде всего, из творческого интереса, а потом уже «обнаружились» по соседству и юбилейные даты. Так и должно быть.
Сергей БУЛАНОВ